С 2015 года в Воронежском государственном университете (ВГУ) работает центр инклюзивного образования (ЦИО). Его задача – создание условий доступной среды для студентов с инвалидностью и людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Социальная поддержка оказывается студентам каждый год. В планах создавать более комфортную архитектурную среду для инвалидов. Корреспондент «P.S. – 5 сов» изучает ситуацию и ищет ответы на вопрос: а доступна ли среда в ВГУ сейчас?
Число поступающих студентов с инвалидностью всё больше
Согласно статистике ЦИО, ежегодно количество студентов с инвалидностью и ОВЗ увеличивается. Поступающих по квоте — 10% от бюджетных мест. На эти места имеют право поступить как инвалиды, так и сироты. Сирот всегда было больше — 70%, а инвалидов меньше — 30%. Сейчас ситуация изменилась с точностью до наоборот.
На 1 октября 2022 года в ВГУ обучается 165 человек с инвалидность и ОВЗ по программам высшего образования и 11 человек по программам СПО. Из них по зрению на высшем образовании – 7 человек (из них один человек с ОВЗ) по слуху – 3 (из них один человек с ОВЗ). В основном студенты имеют соматические (телесные) заболевания, которые связаны с внутренними органами (пиелонефрит, гидроцефалия головного мозга, онкология, сахарный диабет). Обучающиеся с инвалидностью по слуху и зрению – единицы, утверждает статистика ЦИО.
Студенты с ОВЗ – это те студенты с инвалидностью, для обучения которых нужно создавать специальные условия. На юридическом факультете обучаются два колясочника и один колясочник на экономическом факультете – все заочно. Для обучающихся с инвалидностью без ОВЗ специальный условий не требуется.
Почти все студенты с инвалидностью обучаются очно. У них нет противопоказаний заниматься не очно, кроме времени плановых операций. Обучаются вместе в общем потоке. В университете есть официально закреплённые тьюторы (персональный сопровождающий студента во время учёбы), но на данный момент в них нет необходимости у обучающихся.
– До пандемии в ВГУ в принципе не было дистанционного обучения. Для некоторых студентов создавался индивидуальный план обучения. Но таких студентов всегда было немного, — объясняет ситуацию Елена Александровна ДАНИЛОВА, руководитель центра инклюзивного образования. – Например, студент-колясочник с ПММ обучался на дому по ряду причин (в том числе из-за невозможности проживать в Воронеже). Когда началась пандемия, у каждого преподавателя появилась личная страница в социальной сети. В некоторых случаях, например, по болезни, у студента не было возможности ходить на занятия, а месяц пропускать не хочется. Преподаватели выкладывают на свои страницы лекционные материалы, которые можно и прочитать, и посмотреть, и прослушать, если есть нарушения зрения. У нас появился хороший прогресс!
Напрашивается вывод: центр инклюзивного образования помогает студентам социально адаптироваться, учитывает каждого человека с инвалидностью и ОВЗ. Елена отметила, что обзванивает самостоятельно каждого первокурсника и объясняет, что он может обращаться в ЦИО. Бывает так, что не все студенты могут поступить по льготе (но их большинство), и тогда приходится браться за поиски среди обучающихся по общему конкурсу.
Архитектурная среда и специальное оборудование
– По-хорошему, чтобы создать доступную среду, нужно всё разломать и заново построить. Основная проблема в этом. Нужно создать универсальный дизайн так, чтобы всем было удобно всегда, – считает Елена ДАНИЛОВА.
Надо понимать, что пандусы и подъёмники создаются не только для лиц с инвалидностью. Есть понятие малоподвижные группы населения: молодые мамы с колясками, пенсионеры и даже студенты с переломами.
– Понятие ОВЗ — это не только понятие, которое относится к лицам с инвалидностью. Ограниченные возможности здоровья могут относится к абсолютно здоровому человеку, который на какой-то период стал ограниченно неподвижен. Например, поломал руку или ногу. Никто ведь от этого не застрахован, – добавляет Елена.
На официальном сайте ВГУ в разделе «образование» есть графа «доступная среда». Там подробно указаны сведения о специально оборудованных учебных кабинетах, о приспособлениях для проведения практических занятий, о спортзалах, библиотеках и столовых. Самое важное, на что стоит обратить внимание – на сведения об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации.
Относительно других корпусов, главный корпус ВГУ оборудован тщательнее всего. Здесь есть пандус у входа, кнопка вызова для инвалидов, а также лестничный подъёмник и всевозможные указатели-предупреждения для инвалидов. Из 10 учебных корпусов 8 оборудованы специальными пандусами на входе. Но, например, у факультета журналистики дверь перед пандусом закрыта, а кнопка вызова сотрудника отсутствует.
После главного корпуса наиболее «подготовлен» корпус юридического факультета. Его здание относительно «молодое», поэтому здесь были учтены некоторые архитектурные стандарты. На первом этаже две комнаты с пометкой «туалет для инвалидов», однако они тоже оказались закрытыми. Ещё здесь 4 лифта, в том числе для инвалидов. Здание экономического факультета тоже было построено относительно недавно, его можно считать новым. Однако здесь нет ни пандуса на входе, ни пандусов внутри здания. Более того, внутри корпуса большое количество лестниц и несколько этажей. Как передвигаться – неизвестно. В графе «доступная среда» отсутствует информация об обустроенности корпуса экономического факультета.
Некоторые корпуса обеспечены пандусами и подъёмниками, в библиотеках есть столы с микролифтом и звукоусиливающей аппаратурой. Но в большинстве корпусов в коридорах отсутствуют таблички со шрифтом Брайля, пандусы внутри здания, нет специально оборудованных туалетов и банально нет широких дверных проёмов (либо же одна из двух дверь закрыта).
В некоторых общежитиях есть лестничные подъёмники и пандусы. Согласно сайту ВГУ, почти во всех общежития отсутствует специальное оборудование. Однако на данный момент студентов с инвалидностью и ОВЗ там не проживает. Кстати, планируется построить новое общежитие, где уже, по словам ЦИО, будут соблюдены архитектурные стандарты для доступной среды.
Ольга ЗАХАРОВА окончила бакалавриат юридического факультета и сейчас учится в магистратуре там же. Во время учёбы она передвигалась на коляске.
– Я обучалась на бакалавре на очно-заочном отделении. Сейчас в магистратуре на заочном. Особо трудностей не возникало, у нас в здании есть лифты. А ещё у меня были хорошие одногруппники, которые помогали мне перемещаться. Учиться мне нравится. Сразу как получила диплом, пошла на стажировку в адвокатскую контору. После стажировки сдала экзамен. А 26 августа мне присвоили статус адвоката! Продолжаю учиться, потому что планирую заниматься преподавательской деятельностью – преподавать в вузе.
Илья САМОЙЛЕНКО окончил бакалавриат факультета географии, геоэкологии и туризма (ГГиТ), сейчас обучается в магистратуре того же факультета. У него ИТП – иммунная тромбоцитопеническая пурпура, нарушение свёртываемости крови. Внешне его инвалидность никак не проявлялась и не влияла на ежедневное обучение. Однако она напрямую коснулась летней практики.
– После 18 лет я каждый год должен был переоформлять инвалидность. Но спустя 5 лет мне оформили её пожизненной. Из-за того, что переоформление выпадало на начало июля, я не мог выезжать из города на летние практики. Мне нужно было тратить много времени на больницы, чтобы собрать все справки для прохождения переосвидетельствования, — вспоминает Илья. – У нас летние практики были выездные. А я был вынужден проходить её в корпусе факультета. Отчёт по практике я писал так: просил у однокурсников их тетради, чтобы увидеть, что они делали на выезде. Выездных практик было 3-4 и они кардинально отличались от остальных. То есть, на выезде ребята делали одно, а я в городе совсем другое. Но отчёт составлялся у всех одинаковый, мне просто нужно было переписать то, что я сам не мог изучить, потрогать и увидеть.
Также Илья поделился общей болью факультета ГГиТ: специального лабораторного оборудования не хватало всем.
– Я считаю, что наш факультет беден в плане технического оснащения. Не хватает программного оснащения и экспонатов, чтобы показать, как в наше время проводятся измерения и вычисления, какие приборы для этого нужны. Мы всё изучали по картинках на бумаге. Ребята, которые сейчас работают по специальности столкнулись с совершенно другой техникой, им приходилось самостоятельно переучиваться. Например, моя одногруппница работает с картами рек в программах, которые очень сильно отличаются от университетских. Ко всему прочему, когда была удалёнка, мы даже не прошли определённый курс по программе. Об упущенном все успешно забыли, а в свободном доступе информации для изучения нет..
Студенты с инвалидностью без ОВЗ не испытывают особенного дискомфорта. Некоторых из них говорят, что им не сложнее учиться, чем другим.
Так в чём же проблема?
По словам Елены ДАНИЛОВОЙ, вопрос не в том, почему не везде есть оборудование, вопрос в возможности реализации. Здания корпусов старые. Они были построены в советское время. Тогда специальное оборудование не учитывалось в планах и проектировках. Если смотреть на новые стандарты сегодня, то это должны быть отдельные входы, лифты, отдельные подъёмники. Пропускная способность главного корпуса ВГУ такова, что нет возможности даже сделать отдельный пандус. Например, если мы захотим на 4 этаже провести пандус, то перекроем лестничную клетку. Проходимость этого корпуса будет на 70% приостановлена. Никакая пожарная проверка или проверка МЧС не пропустит эту идею.
– Конечно, этим вопрос не закрывается. Мы исходим исключительно из архитектурных возможностей зданий, а таких у нас 100%. Используются лестничные подъёмники для колясок. Либо же нужно ставить везде лифты – это вопрос денег. Потребность есть всегда. Сооружение зданий не позволяют нам сделать то, что бы мы хотели сделать, – утверждает Елена. – Сейчас решается вопрос, например, везде установить двойные поручни, чтобы малоподвижная группа населения могла легче подниматься. Но для этого нужно понимать: чтобы всё установить, нужно перебрать все входные группы. Не просто поставить перила, а полностью всё поднять и заново положить.
Есть понятие «паспорта доступности», которые были разработаны для создания доступной среды инвалидам. Это такой план, прописанный на несколько лет вперёд. В нём указано, что и до какого срока планируется построить. По словам сотрудников ЦИО, постепенно план выполняется. В нашем университете за архитектурную среду отвечает Николай Иванович БРЯНЦЕВ – проректор по эксплуатации зданий и капитальному строительству (главный корпус ВГУ, к 258). На данный момент актуальную информацию о доступной среде можно увидеть на сайте ВГУ. Информация обновляется два раза в год.
Доступность социальной среды
Иван ДАВЫДОВ, студент 2-го курса фармацевтического факультета. У Ивана сахарный диабет.
– Я с момента получения инвалидности почти никогда не чувствовал себя каким-то особенным. В социальном плане я не испытываю ограничений. Иногда бывает по-человечески очень грустно, когда я не могу чего-то съесть. Я знаю людей, которые годами скрывают, что у них сахарный диабет. И не вижу никакой проблемы в том, чтобы об этом знали мои друзья. Если что-то случится, они будут знать, что делать. Я стараюсь вывести из этого максимум пользы: это иногда даже тема для шуток.
ЦИО помогает в трудоустройстве выпускников-инвалидов и лиц с ОВЗ. Проводится уникальный проект для студентов и выпускников с инвалидностью – конкурс «Путь к карьере» в Воронеже. По результатам участия в проекте финалисты могли найти достойную работу или получить предложение о прохождении стажировки в одной или даже нескольких компаниях.
Студенты-инвалиды принимают участие во Всероссийском конкурсе студенческих проектов «Профессиональное завтра». Задача конкурса – сформировать интерес обучающихся инвалидов к будущей профессии, расширение их кругозора в профессии, стимулирование к профессиональному развитию и трудоустройству.
Также студенты могу поучаствовать в проекте «Карьерные перспективы». В программу обучения включены тренинги от представителей кадровых агентств, прямых работодателей, специалистов центра «Доступная среда».
В ВГУ проводятся тренинги по пониманию инвалидности, организованные Региональным учебным Центром «Доступная среда» и РООИ (региональная общественная организация инвалидов) «Перспектива». В формате живого общения и тренинга студентам рассказывают о стереотипах по отношению к людям с инвалидностью. Показывается медицинский и социальный подходы к пониманию инвалидности – как правильно общаться с людьми с инвалидностью. Участвовать может любой желающий студент. В основном цикл лекций проходит в мае. На странице группы центра выкладывается информация об этом. Это бесплатно.
Одно из главных и самых интересных событий это ежегодный Воронежский Чемпионат «Абилимпикс» – конкурс профессионального мастерства для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Он проводится с целью профессиональной ориентации и мотивации к получению профессионального образования, содействия к трудоустройству и социокультурной инклюзии в обществе. Чемпионат включает в себя конкурсную, деловую, культурную и профориентационную программу. Студенты ВГУ участвуют по компетенциям Юриспруденция, Экономика и бухгалтерский учет, Социальная работа.
– Фармация и юриспруденция – это первые компетенции, которые мы начали реализовывать не только в Воронежской области, но и в нашем центральном округе. Мы полностью сами их разработали и начали привлекать наших студентов. В прошлом году все наши студенты заняли призовые места в компетенции юриспруденции. В этом году у студентов ВГУ тоже все призовые места, но уже в компетенции фармации. Это всё наши победы, – поясняет Елена ДАНИЛОВА.
«Всё подпишем и оформим»
Все студенты с льготами, а это студенты-инвалиды и ОВЗ разной степени и обстоятельств, дети-сироты, студенты, подвергнувшиеся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС и иных радиационных катастроф, получают государственную социальную стипендию, если обучаются на бюджетной основе. Для её получения нужно:
• Прийти в центр инклюзивного образования ВГУ (главный корпус ВГУ, 3 этаж, к 337а);
• Написать заявление на социальную стипендию. Она назначается в зависимости от срока действия справки об инвалидности.
• Копия паспорта с пропиской, копия ИНН, копия справки об инвалидности.
Для подробной информации можно обратиться в ЦИО по телефону 2208594, по почте cie@vsu.ru или написать в группу ВКонтакте.
– Если у студентов есть какие-то вопросы, они могут их задать: я проконсультирую, помогу. Всё подпишем и оформим, – улыбается Елена ДАНИЛОВА.
Доступная ли среда в ВГУ? Частично. Центр инклюзивного образования делает всё возможное, чтобы студентам с инвалидностью и ОВЗ было социально комфортно обучаться. Это, конечно же удаётся. Однако нерешённым остаётся вопрос старых корпусов. Разломать всё – невозможно. Напомним, что по статистике ЦИО, с каждым годом поступающих с инвалидностью и ОВЗ становится больше. Судя по сказанному выше, студенты-инвалиды обучаются в основном либо на юридическом факультете, либо на факультетах главного корпуса, потому что они самые обустроенные. Что делать с другими корпусами – пока непонятно. Однако возможно в ближайшие годы понадобиться принимать какие-то решения и вносить изменения по доступной среде и в других, менее обустроенных корпусах.
Текст Ольга ТОЛУБАЕВА
Фото корпусов Ольга ТОЛУБАЕВА
Фото с социальных проектов Елена ДАНИЛОВА и Евгения МОРОЗОВА
0 комментариев