10 октября воронежцы вместе с активистами и общественными деятелями ещё раз утвердились во мнении, что инвалидность — это не приговор.
Количество неравнодушных горожан приятно удивляло. Зал одной из развлекательных площадок Воронежа, где и проходила лекция блогера, общественного деятеля и пользователя бионических протезов рук Константина Дебликова и координатора отдела инклюзивных программ музея «Гараж» Людмилы Лучковой, был полон.
«Иметь протез вместо настоящей руки не лучше, и ещё долго не будет лучше»
— Здорово, что вы пришли в этот воскресный день поговорить про инвалидность. Вот это да, вот это заряженность! — не скрывал восторга Константин.
Его медийная деятельность направлена на развеивание мифов об инвалидности и некое раскрепощение общества в вопросах, касающихся людей с ограниченными возможностями. Константин — уроженец Воронежа, он лишился кистей рук семь лет назад в результате несчастного случая. Но смог восстановиться и вернуться в активную жизнь.
— На разных этапах развития человечества существовали человек-инвалид развлекающий, человек преодолевающий и сверхлюди-полубоги. Последняя вариация на данный момент наиболее популярна, поскольку кино создает образ идеального человека с механическим телом, супергероя, способного на все. Однажды мне написал парень, который спрашивал, когда уже можно отрезать руку, чтобы поставить что-то крутое. Это может и шутка, но таких сообщений много, поскольку люди думают, что иметь протез вместо настоящей руки лучше. Спойлер: не лучше и ещё долго не будет лучше, — говорит Константин ДЕБЛИКОВ.
— В медиа существует два представления людей с инвалидностью: инвалид-страдающий и инвалид-герой, — продолжил свою мысль Константин. — В основном, именно так говорят о человеке с инвалидностью. Но сейчас, благодаря кино и интернету, в котором каждый может рассказать свою историю, появляются другие грани и определения, искореняющие стереотипы.
Константин вспомнил многих известных личностей, которые поднимают проблему жизни с инвалидностью: Дмитрий Игнатов, Маргарита Грачёва, Евгения Воскобойникова, Иван Бакаидов, Таисия Шеремет, Сэмми Джабраиль, Владимир Васкевич, Лиля Ло. А в перерыве уделил внимание каждому, кто стеснялся задать свой вопрос при всех. И пока слушатели пили чай, внимательно и дружелюбно слушал каждого и давал свои советы.
На вопрос о том, идентифицируете ли вы себя с инвалидностью, Константин уверенно ответил:
— Нет, я себя не воспринимаю как человека с инвалидностью. Я привык воспринимать себя как обычного человека, а инвалидность — это просто то обстоятельство, с которым я вынужден жить. У кого-то есть ипотека — неприятно, а у меня инвалидность. Тоже не подарок на Рождество, но, в целом, я не думаю об этом постоянно и живу как обычный человек.
Константин Дебликов снимался в сериале «Толя-робот», правда, только в роли дублера. По словам Константина, его не задел тот факт, что основным исполнителем был профессиональный актер, а не он.
— Есть куда более серьезные проблемы, о которых стоит говорить. У меня есть претензии к государству, поскольку я знаю несколько законов, которые меня дискриминируют. На это вот я готов обижаться и реагировать. Я, например, не допускаюсь даже до экзамена в автошколе. Не могу взять под опеку ребенка, если у меня не будет жены без инвалидности. У меня проблемы с донорством, я не могу сдавать кровь, хотя, огромный вопрос: «Почему?». Это многое говорит об отношении государства к людям с инвалидностью и это необходимо менять.
Код общения — жесты
Координатора отдела инклюзивных программ музея «Гараж» и второй спикер лекции Людмила Лучкова рассказала об инклюзивных выставках и событиях, а также о том, почему культурные институции нуждаются в представлении интересов людей с инвалидностью.
— Я выросла в семье глухонемых родителей и до первого класса не понимала, что язык жестов это не просто своеобразный код, которым родители со мной общаются, а непосредственно их язык, — призналась Людмила. — В 2015 году был создан первый в России отдел инклюзивных программ. Мы говорим о том, что маркировка «инвалид» должна относиться не к человеку, а к инфраструктуре. Для нас важно создать условия для комфортного посещения музея и других культурных пространств любым человеком. Ровный пол, адаптированная программа, поддержание диалога с людьми — это то, на что необходимо обращать внимание.
Турбо-лекции – это престижно
— Задумка турбо-лекций появилась четыре года назад, но после первых четырех лекций мы закрыли этот проект. А в прошлом году собрались с мыслями, с силами и решили реанимировать старую задумку. В новом формате, с новыми фишками и другим подходом. Изначально нас стимулировало то, что в Воронеже нет нормального образования в области креативных индустрий. Это очень печально. Мы поняли, что нам нравится наш город, и мы хотим, чтобы в нем появлялось больше креативных и творческих людей, — рассказывает организатор турбо-лекций Максим ИЩЕНКО. — Основная задача наших лекций — заряжать людей, давать им возможность узнать новое и продолжать деятельность.
Максим отметил, что он и команда уже знают, кого хотят пригласить ещё задолго до самих лекций, знают классных ребят и классные проекты, которыми стоит делиться с воронежцами. Сейчас в планах у организаторов разнообразить подход к лекциям, чтобы это было интересно и классно. Раньше многие спикеры отказывались от выступлений из-за своей занятости, но с каждым разом отказов все меньше, поскольку проект развивается и набирает обороты.
— Для многих лекторов сейчас кажется престижным выступить на нашем проекте. А средний показатель среди посетителей — 30 % отказа. Число тех, кто бронирует места, а потом не приходит, уменьшается. Как ни странно, но на сегодняшней лекции процент отказавшихся был гораздо ниже обычного. Возможно, это связано с социальной тематикой встречи, и люди, которым она интересна, ответственнее, чем любители кино.
Юлия ИЛЬИНА
Фото автора
0 комментариев