В канун очередной годовщины самого трогательного праздника наш портал запускает рубрику о тех, кто обессмертил свои имена. Студенты журфака ВГУ расскажут о своих родственниках – участниках Великой Отечественной войны. Расскажи и ты! Давайте вместе создадим свой Бессмертный, пусть не полк, а всего лишь взвод. Судьбы этих людей одновременно уникальны и схожи. И они будут с нами до тех пор, пока мы будем о них помнить.
Великая Отечественная война для меня – это воспоминания о моём прадеде, фронтовике Серафиме Ивановиче Голубеве.
Родился он в провинциальном городке Лебедяни тогдашней Тамбовской губернии – том самом, который стал малой Родиной для знаменитого Евгения Замятина. В детские годы Серафиму доводилось общаться с писателем, беседовать с ним о литературе…
Судьба забросила прадеда неблизко – на Дальний Восток. Там он окончил институт, работал. Там же пришлось и воевать. Это был 1939 год, знаменитые бои на Халхин-Голе… А 25 июня 1941 года, будучи в звании старшего сержанта, Серафим Голубев был направлен на Японо-Манчжурскую границу. «Мы видали смертников японских… Не забыть нам их пустых и плоских, / Смертным страхом искажённых лиц...», – писал впоследствии о тех событиях известный поэт Павел Шубин, земляк прадеда.
В 1942 г. Голубева с маршевой ротой направляют на Западный фронт. В одном из ожесточённых боёв на озере Селигер в январе 1943-го он был ранен осколком снаряда и направлен в эвакогоспиталь. Два месяца лечения, и – снова передовая. Сражаться ему довелось в 34-й гвардейской стрелковой дивизии, на 2-м Прибалтийском фронте, помощником командира взвода.
… Шёл март 1944 года. Батальон, в котором служил Голубев, уже несколько дней вёл ожесточённые бои за населённые пункты в Калининской области. Уже вышла из строя четверть состава, погиб старшина роты, лучший фронтовой друг прадеда, и тот принимает его обязанности на себя. Рано утром Голубев пришёл с полевой кухни на передовую кормить товарищей. И вдруг — алая ракета в небе — сигнал к атаке. Батальон ринулся в бой. Но в самый ответственный момент погибает командир передового отделения. Голубев принимает командование на себя и первым врывается в немецкие траншеи. Отделение Голубева решает исход боя, и за это прадеда награждают орденом Красной Звезды.
А вскоре старшина Голубев снова оказывается в госпитале. Его батальон должен был занять одну из высоток под Калинином. Но добраться до ней им было не суждено – немцы открыли огонь. В том бою прадед был ранен в голову и контужен. На фронт Серафим Иванович после этого не вернулся – комиссовали как инвалида войны II группы, и, кто знает, – быть может, к лучшему…
После войны Серафим Голубев вернулся в родную Лебедянь. Работал директором Кураповской ГЭС на реке Красивая Меча – той самой, которую описал Тургенев, в числе других лебедянцев возводил машиностроительный завод в городе, где работал начальником энергоцеха. 20 лет Серафим Иванович отдал профессиональному техническому обучению, подготовив более 250 квалифицированных рабочих кадров.
Серафим Голубев был активистом и общественником: солировал в районном хоре ветеранов, который организовал вместе с другими энтузиастами, участвовал в городской самодеятельности, выступал в школах, на митингах, публиковался в местной районке, был членом общества охраны природы.
Будучи инвалидом войны, ветераном труда, прадедушка всегда говорил: «Берегите мир! Уж очень дорого он нам достался».
Павел ПОНОМАРЕВ
Справка «P.S.-5 сов»
9 мая 2012 года в Томске первый раз прошла акция «Бессмертный полк». На улицы города в тот день с фотографиями родственников-фронтовиков вышло более 2 000 человек. В прошлом, юбилейном году Победы, акцию «Бессмертный полк» поддержали 15 стран мира.
0 комментариев