В последнее время в СМИ всё чаще говорят о сталкинге. В Госдуме нередко поднимается вопрос о введении ответственности за преследование. Как вести себя жертве сталкера? Что делать, когда тебя преследуют?
«Говорил, что влюблён в меня и готов носить на руках»
Корреспондент «5 сов» пообщался с пострадавшей от сталкинга студенткой 2 курса Лизой. Её история началась в прошлом учебном году, в самый обычный день. После пар у Лизы была запись на ногти. Девушка думала, что не успеет доехать на автобусе и поэтому заказала такси.
— Приехал за мной с виду приличный молодой человек. Мы встали в пробку. Пока стояли, разговорились, по разговору он тоже показался адекватным. Меня довезли и попросили мой номер. Мне это показалось ненавязчивым, подумала, почему бы и не познакомиться. Поэтому я согласилась.
Он начал писать Лизе. Сначала – немного, просто общались, как все. Но первое впечатление было обманчиво. Лиза говорит: «В какой-то момент, это всё набрало сильные обороты. Он начал писать всё больше и больше. На каждое сообщение, оставленное без ответа, он присылал ещё одно. И его поведение уже начало выглядеть как давление. Я его игнорировала».
Следующим этапом стало с виду безобидное предложение.
— Он написал: «Давай я тебя заберу завтра с универа, подкину до дома» — я ничего не ответила. На следующий день увидела уведомление о сообщении: «Я тебя вчера прождал у университета с 12 утра до самого вечера». И так продолжалось несколько дней.
Сталкер писал Лизе сообщения с угрозами. Ещё он шантажировал её: «Мол, если ты там со мной не встретишься, то я расскажу твоей маме что-то там». Лизе каждый день приходило по 30, 40 сообщений. Также сталкер каждый день ей звонил. Он нашёл девушку во всех социальных сетях и постоянно следил за ней. Лиза везде его заблокировала.
— Однажды я его разблокировала, чтобы как-то успокоить. Мне не хотелось, чтобы он как-то вступал в контакт с моими родственниками. Но этот шаг не особо имел смысл.
Потом преследователь пропал на долгое время и вот сейчас опять активничает. Лиза говорит: «Он ведёт себя не так ужасно как раньше. Но может позвонить 10, 15 раз. И в таких случаях как будто даже не отвязаться. Заблокируешь в одном месте, найдёт в другом. Он обосновывал своё поведение так: говорил, что влюблён в меня, готов носить на руках».
Рабочий способ помириться с подругой
Сталкером может оказаться кто угодно. Не только незнакомцы, поклонники, бывшие, но и коллеги, родственники, друзья. Настя, студентка 4 курса, перестала общаться со своей подругой детства (они дружили 13 лет) после ссоры.
— Я заблокировала Полину везде после конца нашей дружбы. Месяц или два от неё не поступало никаких новостей. Но потом Полина захотела вернуть меня.
Всё началось с того, что она через других людей пыталась связаться с Настей, из раза в раз. К этому делу Полина привлекала их общих знакомых, друзей или даже тех, кого её бывшая подруга не знала. Причём это было не только в социальных сетях, но и в реальной жизни. Разные люди подходили к Насте и просили пересмотреть её мнение о разрыве.
— Меня это пугало и злило. Я отвечала: «Не надо ко мне приставать с этим вопросом, если она хочет поговорить – пусть сделает это сама» — зря такое говорила, потому что следующим шагом стали преследования с её стороны. Полина начала писать мне с фейковых аккаунтов или там, где не успела её заблокировать. Также она написывала моим друзьям, знакомым, родственникам и даже тем людям, с которыми я находилась в серьёзном конфликте.
Полина не просто разговаривала с окружением Насти, но и, как бы абсурдно это не звучало, обсуждала свои обсуждения преследуемой с ним.
— К тому же, она выкладывала разные истории, посты в соцсетях про меня. Вот ещё один характерный случай: однажды я познакомилась с девочкой в интернете. Мы с ней переписывались и в итоге, по своему же признанию, она оказалась Полиной.
Настя делится, что как минимум 4 раза они с её бывшей подругой «случайно» встречались на улице. В такие моменты Полина пыталась с ней поговорить. И при этом давление от окружения сталкера не останавливалось.
— Все эти преследования продлились примерно 9 месяцев. Больше она меня не беспокоит, в последний раз просто поздравила с днём рождения.
Нужно сразу пресечь преследование
«Часто психически больные люди занимаются сталкингом. На такое поведение людей прежде всего толкает одиночество, страх быть неуслышанным, психотравмы детства» — считает психолог «Центра Современной Педиатрии» Андрей Бобонов.
Эксперт уверен, что жертве ни в ком случае не надо бояться обидеть сталкера. Главные ошибки: думать о чувствах преследователя и писать ему в ответ. Это разжигает интерес сталкера, даёт надежду на общение.
— Жертве необходимо сказать чётко и ясно: «Я к тебе отношусь с уважением, но твоё поведение мне не нравится». Затем пресечь всякое общение. Если не помогает, нужно идти в полицию.
Что делать в полиции?
Никакой правовой ответственности за сталкинг в России нет. Но можно попытаться добиться справедливости с помощью существующих статей. Юрист, с опытом помощника судьи по уголовным делам более 7 лет, рассказал, как быть.
— Есть много статей, под которые могут попадать действия сталкера. Если сталкер распространяет сведения, относящиеся к личной или семейной тайне, его можно привлечь к 137 ст. УК РФ. В случае, когда правонарушитель пишет сообщения с угрозами, защитить может 119 ст. Уголовная ответственность наступит и при распространении клеветы (128.1). Бывает, что сталкеры просят заплатить, чтобы они не делали чего-то. Такое поведение попадает под вымогательство (ст. 163). Если была нарушена неприкосновенность жилища, то это карается ст. 139.
Ну и тем более действия сталкера незаконны, когда жертва подвергается физическому вреду.
Можно привлечь преследователя и не за статьи уголовного кодекса: оскорбление личности; защита чести, достоинства и деловой репутации; умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества.
— Всё это нужно обязательно фиксировать и сразу писать заявление. Доказательством могут быть видео и аудиозаписи, переписки, свидетельские показания. Заявление не могут не принять. Если от него отказываются, нужно просить официальный ответ в письменном виде о причине отказа. Бывает и так, что обращения в полицию не помогают. Тогда нужно обращаться к начальнику отдела полиции или в прокуратуру.
Может ли жертва обеспечить себе хоть какую-то защиту? Только с помощью разрешённых средств самообороны: перцовки, электрошокера, своих четырёх.
Пробел в законодательстве
Очевидно, что по вопросу преследований в законе есть дыра. Господа депутаты пытались над ней работать. Так Ярослав Нилов в апреле 2024 года внёс закон о введении в КоАП РФ правонарушения «Преследование». Одна небезызвестная партия тоже пыталась работать над поправками в КоАП. Она даже основала проект «Сталкингу. НЕТ». Жертва преследований должна оставить заявку на сайте. Затем с ней свяжутся представители проекта. С начала октября от законодателей по теме не было слышно никаких новостей. Сейчас они занимаются более важными вещами: охраной скреп и разжиганием конфликтов в Z-сообществе.
Несмотря на отсутствие правовой ответственности за сталкинг, перемены всё же ощущаются. Есть фонды помощи, которые в большинстве своём находятся в Санкт-Петербурге и Москве. Но они, даже если не получается дать жертве кров, могут дистанционно оказать юридическую, психологическую помощь. К тому же, тему чаще начали обсуждать в СМИ. К сожалению, иногда это рассказы о жутких преступлениях, которые можно было предотвратить. Всё же надежда на дальнейшую работу над проблемой есть.
0 комментариев