Илья Шагалин — видеограф с семилетним стажем. За его плечами четыре года бакалавриата на факультете журналистики ВГУ, работа в в PR-отделе IT-компании, а также участие в творческом объединении «По Щелчку». Как Илье удается все это совмещать, о каких нюансах съемки нужно знать начинающему видеографу, и как проявляется профдеформация в этой профессии? Об этом и не только узнала корреспондент «P.S. — 5 сов».
— Илья, расскажи, видеограф – это кто?
— Видеопроизводство – процесс командный и сложный. В нем есть подпроцессы: предпродакшн – подготовка, продакшн – съемка, постпродакшн – монтаж. Всем перечисленным занимаются отдельные люди: сценаристы, операторы, продюсеры, режиссеры монтажа. Но так бывает в идеале. Обычно производство небольшого видео не требует двадцать или тридцать человек в команде, что сравнительно немного. Тогда нанимают видеографа – человека, который совмещает в себе несколько функций. Его навыки позволяют работать одному, не привлекая к проекту целую команду. Видеограф – это человек-оркестр: он и партитуру пишет, и сам дирижирует, и сам играет в отличие от видеооператора, который более узкий специалист.
– Илья, с чего начался твой творческий путь?
— Я любил снимать с детства. У дедушки была полуцифровая видеокамера Canon, с которой я иногда бегал еще в детсадовском возрасте. Но только иногда, потому что кассеты в то время стоили денег и на них часто уже было что-то записано. Потом появился YouTube: на заре летсплеев (видеороликов с прохождением игр — прим.ред.) по Minecraft я, как самый обычный ребенок, снимал собственные. Тогда у меня появилось желание не только снимать, но и монтировать. В школьные годы я был членом РДШ (Российского движения школьников) и делал репортажные съёмки, шаблонные постановочные проекты.
— А потом ты оказался на журфаке ВГУ. В каких активностях ты участвовал в студенческие годы?
— Учеба на направлении «Телевидение» в Воронежском государственном университете послужила крутым витком, меня осенило: до этого момента творчества не было. Тогда и родилось лучшее шоу, которое делали телевизионщики – «Следствие ведут перваки». Там я проявил себя и как оператор, и как монтажер. Во время первого и второго курсов я не был частью актива факультета, а вот мои третий и четвертый курсы прошли полностью под его знаменем. «Студвесна», где мне доверили съемку видео. «Первокурсник» «За стеной», где я и Никита Селезнев сняли 48-минутный концерт – так я пытался наверстать упущенное время в активе. Параллельно работал на фрилансе. На четвертом курсе меня пригласили в компанию Antilatency, где я занимался производством видеорекламы. В январе 2024 года уволился, присоединился к команде контент-центра правительства Воронежской области — делаем фото и видео для соцсетей региональной власти. Сейчас меня еще пригласили и в IT-компанию Red Collar PR-менеджером.
— Что тебе больше всего нравится в твоей работе?
— За счёт работы я могу оказаться там, где никогда не бывал. Неделю назад по работе ездил на соревнования по тхэквондо и, не будь я тем кто есть, я бы никогда не узнал насколько это интересный спорт. Нравится, что можно показать собственный взгляд на мир, помещенный в монитор на камере, и это увидят тысячи человек. Увидят и дадут фидбэк (обратную связь — прим.ред.). И самое любимое – вспоминать творческий путь: как раньше, собираясь на кухне, мы с друзьями придумывали раскадровки, снимали видео, а потом получали грамоту и читали положительные комментарии.
— О приятном поговорили. А что тебе не по духу в этой профессии?
— Сложно каждый день снимать однотипные видео. Ребята, работающие репортерами или новостниками, испытывают постоянный «день сурка». С другой стороны, затруднительно браться за что-то новое, ведь видео позволяет играть с формой и предполагает бесконечные варианты исполнения. Но когда чувствуешь, что у тебя начинает получаться, сердце замирает. Тогда огромный минус трансформируется в огромный плюс.
— Илья, расскажи о своем необычном опыте работы.
— Уникального я делал много. Каждый сюжет, клип, материал оригинальны. Однако припомнить кое-что я могу. Я очень сильно боюсь высоты, настолько, что не могу подойти к краю крыши. Но на одной из последних съёмок в сентябре, где заказчик попросил снять строящийся объект, меня подняли в «строительной люльке». Представь, площадка, огражденная забором тебе по пояс, и ты привязан к ней тросом, будучи неуверенным в надежности конструкции. Высота – сорок метров. Пусть я и был закреплен, а к руке у меня был привязан стабилизатор, тряска на конечном видео была жуткая. Но кадры всё равно получились хорошие.
— Экстремально. А что ты все еще мечтаешь снять?
— Безусловно, снять фильм. Но пока что у меня нет амбиций выступить в качестве режиссера. Я не могу видеть мир так, как его видят люди этой профессии. Поэтому я стремлюсь снять хороший музыкальный клип. Пусть я и не умею петь или играть на музыкальном инструменте, зато я прекрасно чувствую музыку.
— Для какого исполнителя ты бы хотел сделать ролик?
— Сироткину, группе «Рassmurny» или исполнителю «R.A.SVET», чей добро-меланхоличный стиль мне так нравится. Возвращаясь в реальность, скажу, что недавно сняли клип Тёме Зацепину (tomkosmos). Там я выступал скорее как продюсер. Сейчас готовится другой клип – Борису из группы «Ленивый Боб».
— Что или кого ты предпочитаешь снимать?
— Людей. Мне нравится естественность, искренние эмоции и то, как люди себя ведут, когда не знают о съемке. Каждый по-разному реагирует на ту или иную ситуацию, по-своему грустит и по-своему улыбается. В таких моментах видна жизнь. Именно поэтому я предпочитаю репортажную съемку.
— Есть ли у тебя «авторский стиль»? Как ты к нему пришел?
— Конечно, я легко могу отличить свою работу от чужой, как и любой человек. Например, в видео я добавляю джампкаты и динамичный монтаж, которые люблю. Это меня и выдает. Однако я ничего не искал, стиль нашёл меня сам. На третьем-четвертом курсе мне просто указали на «флажки», которые я оставляю в своей работе.
— А бывало ли такое, что ты задумывался о том, что съёмка – это не твоё?
— Бывало. Последний раз серьезно задумывался на третьем курсе. Мы сняли видео на Студвесну, и я перестал брать камеру в руки до ноября, «перегорел». Я думал: «Да, я неплох, но ведь это всего лишь студенческая работа. Она не цепляет взгляды, за это не получишь Оскар и не выиграешь Каннские львы». Мне не хотелось снимать, я устроился на работу, которая не была связана с моей профессией. Но вывела меня из этого кризиса опять же съемка. Мне предложили командировку, я снял сюжет и снова начал бегать с камерой. Всё закрутилось вновь. Да и из IT-компании я ушёл, потому что вновь перегорел. Мне надоели задачи, которые мне давали, и я уволился, вновь взяв камеру в руки. Сейчас я побегал с камерой и вот, возвращаюсь пусть и в другую, но всё же IT-компанию, в которой, к слову говоря, буду развивать именно видеоконтент.
— Преследует ли тебя профдеформация?
— Профдеформация присуща любой профессии. У меня как у видеооператора она проявляется следующим образом. Помимо того, что моя лента в любых социальных сетях полностью состоит из камер, разборов видеомонтажа, я ещё смотрю на контент не как зритель. Например, одно время меня увлекли прямые трансляции. Было интересно, как их снимают, какие камеры используются и как работают операторы. Я настолько погрузился в тему, что сейчас я не могу смотреть любые эфиры. Я думаю: «Сейчас должен быть повтор» или «сейчас нужно переключить камеру с третьей на вторую». Обычный человек не поймет, если фильм снят плохо, а я посмотрю и приведу примеры некачественной съёмки. С одной стороны, это добавляет интереса, с другой – отвлекает.
— Слышала о сообществе видеографов «По Щелчку», к которому ты имеешь непосредственное отношение. Расскажешь о нем?
— Это сообщество для начинающих фотографов и видеографов в Воронеже. Я вступил туда на втором курсе. Сама группа строится на взаимовыручке, понимании и чистом энтузиазме, без коммерческой основы. За годы работы мы организовали лекции с профессионалами, дали кучу фидбэка и старт для новичков, а самое главное – провели форум «Отпечаток», который выиграл грант на Молгороде.
— Что с сообществом сейчас?
— Группа всё ещё активна, она живёт, и недавно я добавил туда нового человека для обсуждения его фотографий. Однако многие перегорели и перестали снимать. Безусловно, хочется вновь вернуть былую активность, но «три столпа» – я, Нина Гринченко и Полина Рыбкина – не имеем сейчас ресурсов, чтобы вдохнуть жизнь в проект в данный момент. Однако мы обязательно сделаем это в будущем.
— Илья, что бы ты посоветовал начинающим видеографам?
— Снимать, снимать и ещё раз снимать. Нет камеры? Возьмите телефон. Сложно монтировать? Установите CupCat и проанализируйте автоматическую редактуру. Обязательно смотрите фильмы или сериалы – это ценный продукт, откуда можно почерпнуть идею для съемки или подсмотреть авторские «фишки».
Дарья БОРОВЕНСКАЯ
Фото из архива Ильи ШАГАЛИНА
0 комментариев