24 Ноября, Воскресенье, 05:23, Воронеж

Как научиться формулировать свои мысли?

Близится пора сессии, а это значит, что каждого студента ждёт контакт с преподавателями. Как четко и ясно ответить на поставленный вопрос? Как написать интересный текст? Мысль есть в голове, но ее никак не получается выразить словами. Почему так происходит? В этом разберёмся с помощью научных трудов профессоров Льва Выготского и Григория Головина, изучим процесс рождения фразы. Также рассмотрим простые упражнения филолога Хайнца Леммермана, которые помогут справиться с трудностями в разговорной и письменной речи.



От мысли к слову

Важно рассмотреть события, которые происходят в нашей голове после зарождения мысли.
Попытаемся разобраться в этом с помощью следующей схемы:



Всё начинается с мотива. Это «спусковой крючок» для начала развертывания этой программы. Если бы не было мотива, эта система не запустилась бы.

Самый проигрышный мотив – «Я говорю ради того, чтобы говорить» или «Я пишу, потому что нужно писать». Это происходит тогда, когда студент не заинтересован в теме. Например, он идёт на интервью только потому, что так нужно. Его цель — не раскрыть человека, а как можно скорее выполнить задание. Очевидно, что такой материал будет скучным, банальным. Поэтому мотив всегда должен быть искренним, осознанным. Даже если респондент вас искренне не заинтересовал – копните глубже. О каждом человеке есть, что рассказать. Найдите такую эксклюзивную деталь, которая вас действительно заинтересует. Тогда ваш мотив станет настоящим. Вы начнете говорить уверенно, будете проявлять интерес к собеседнику, а текст получится содержательным и интересным. Только через истинный мотив вы сможете повлиять на слушателя или читателя.

От мотива переходим к замыслу. Здесь ещё нет ничего похожего на фразу. Психолог и дефектолог Лев Выготский, подробно изучающий формирование речи, сравнивает замысел с облаком, которое уже прилетело, но ещё не понятно – выльется ли оно в дождь из слов или улетит?

Центральная, ключевая фаза – внутреннее программирование или же смысл в абсолютном значении. Здесь начинается внутренний монолог. Но он звучит не так, как мы привыкли думать. Нет слов, нет логики, нет последовательности. Есть только «смысловой комок». Это так называемый «черновик» речи. На этом этапе мы не проговариваем слова полностью, а используем максимум корни слов. Прилагательные, междометия, предлоги и другие части речи на этом этапе «опускаются». Остаются только «кусочки» подлежащего и сказуемого. И, если в речи уже все последовательно, слова идут друг за другом, то на этом этапе одновременно, быстро и неуловимо. Именно поэтому прямой переход от мысли к слову невозможен, логика отсутствует.

Задача говорящего – перевести этот «абсолютный смысл» в значение.

Здесь также важную роль играет память. Если в этот момент вас кто-то отвлечёт, вы забудете, что хотели сказать.

Самый ломаный кусочек этого пазла – подбор, то есть лексическое развертывание и грамматическое конструирование. На этом этапе возникают основные трудности. Здесь важно то, насколько богат ваш словарный запас. Его можно разделить на пассивный (слова, значение которых мы знаем и понимаем) и активный (слова, которые мы используем чаще всего).

На сайте можно пройти тестирование, которое покажет объём пассивного словарного запаса.

Пассивный словарный запас среднестатистического человека – 80 тысяч слов, а активный – 12 тысяч.

Наполнение активного запаса зависит от среды обитания во время взросления, от особенностей характера, места работы, а также выбранных авторитетов.

Создатель теста, старший научный сотрудник американского Университета Небраски-Линкольна Григорий Головин, в своих исследованиях отмечает, что у людей с «активными» профессиями словарный запас больше. Например, журналистика связана с наблюдением, с общением, с развитием в разных областях. В таком случае словарный запас непрерывно растёт.

Перейдём к грамматическому развертыванию. На этом этапе мы выстраиваем предложения по определенной структуре, дополняем «подлежащее» и «сказуемое» другими частями речи.

После мотива, замысла, программы и подбора появляется внешняя речь.

И так перед каждой фразой…

Работа с речью

Немецкий учёный Хайнц Леммерман в «Учебнике риторики» отметил, что речь можно улучшить с помощью упражнений. На основе его учебных работ был составлен список упражнений, которые помогут увеличить словарный запас, развить грамматические конструкции, а также ускорить речевое мышление.



Первый раздел упражнений поможет увеличить словарный запас:

— Существительные, прилагательные, глаголы. Задача – за две минуты назвать как можно больше существительных. По аналогии нужно поработать с прилагательными и глаголами.

— История на букву «П» (на эту букву в русском языке больше всего слов – примерно 35 тысяч).
Важное условие — предлоги можно использовать любые. Например: Павел пошёл в пекарню печь пироги… Попробуйте продолжить. Когда будете выполнять это упражнение, вы почувствуете, как слова «вываливаются» из пассивного словарного запаса.

— Синонимы. Например, к слову «стол» нужно подобрать три синонима — мебель, поверхность, стойка. Но есть и сложные слова. Какие синонимы можно подобрать к слову «экспедиция»?

Без грамотных грамматических конструкций невозможно построение фразы. В голове должны быть определённые «эталоны» предложений. Они помогут грамотно изменять и сочетать слова. Что нужно делать?

— Учить предложения из «Войны и мира». Это упражнение полезно не только для тренировки памяти, но и для запоминания грамматических конструкций. Человек, заучивая сложные предложения, как бы «впитывает» их структуру и построение. Затем эти заученные грамматические конструкции переносятся и в письменную, и в устную речь. Не факт, что вы будете использовать заученные слова, но конструкцию обязательно.

— Слушать грамотную речь. Чаще слушайте интервью с экспертами и общайтесь с представителями разных профессий. Вы узнаете новую, полезную информацию, а также начнёте «перенимать» грамотное построение предложений.

С речевым мышлением тоже можно работать.

— Читать вслух, забегая глазами вперёд. Хорошее упражнение, которое учит формулировать фразу как бы заранее.

— Определения. Работаем по аналогии с синонимами – к любым словам подбираем по три синонима. Упражнение развивает «хватку», учит описывать всё, что вас окружает.

Попробуйте отогнать мысль «Я точно не буду это делать» и выполните некоторые упражнения. Работать с речью можно и нужно, это под силу каждому.

Маргарита ВАЛЕВСКАЯ

Фото автора, бесплатный фотобанк Unsplash

0 комментариев