24 Ноября, Воскресенье, 07:13, Воронеж

Визуальная гармония среды, в которой мы существуем

Неужели изображение не может быть живым? Можно ли посмотреть на фотографию пространства и забыть, где находишься на самом деле? Ощутить себя на месте событий, позволив зерну изображения и предметам в кадре двигаться? Почувствовать прохладу запечатленного водоема или услышать шум улицы, увековеченной на снимке? Думаю, ни один видеоролик не сможет так подействовать на зрителя, как фотографии, о которых я расскажу.

Их автор Владимир Воронин называет себя фотолюбителем. Кажется, он знает о фотографии все – виды камер, свойства пленочных катушек, способы проявки. А еще ценит хорошие кадры.

До появления доступной цифры

К фотографии Владимир пришел неожиданно для себя. Камера попала в руки еще в школе, когда ему было 14. Сначала на фоне чувства собственного творческого бессилия усилился интерес к теоретической стороне фотографии. Затем Владимир попробовал снимать своих родственников и одноклассников.

Занятия фотографией начались в то время, когда все снимали на пленку. До появления доступной любительской «цифры» оставалось еще более 10 лет. Поэтому Владимир получил не только теоретические и практические знания о пленке. Он ценит хорошие отпечатки, уважает эту культуру и любит развивать ее в своей работе.

За много лет увлечения фотографией Владимир познакомился с многими фотографами, увлеченными пленкой. Несколько лет назад он был участником фотоклуба «Тип 17». Его фотографии побывали на двух выставках сообщества – в Воронеже и в Москве. В 2019 Владимир сделал небольшую персональную выставку черно-белых отпечатков о Воронеже в пространстве Школы «МОСТ».

Фотография – не средство заработка и не основная деятельность Владимира. Пленка – наоборот – невыгодное занятие, приносящее сплошные убытки. «Быть настоящим любителем – весьма ответственное дело, – говорит он. – А чудес не бывает, за любимое увлечение так или иначе приходится платить». Иногда к Владимиру обращаются молодые люди, которые не умеют или не имеют возможности заниматься проявкой катушек, но это нельзя назвать серьезным источником дохода.

«Сейчас слабо развито отношение к авторской фотографии как к объекту приобретения, так что, по сути, я снимаю «в стол», без расчета на то, что кому-то придет в голову купить мою фотографию», – объясняет Владимир. В этом «столе» собираются его ежедневные заметки о городской жизни и о пространстве – с необычной геометрией, с необъяснимыми сюжетами и искренним интересом автора к миру.



И если вам показалось, что Владимир категоричен и выбирает только пленку, то это не так. В его коллекции не только безупречные отпечатки, но и цифровые снимки с фотоаппарата и телефона. Нет, пленка не способна сделать обычный кадр интересным. Главное для Владимира – сама фотография, а не способ ее создания. Философия получения изображения и личные предпочтения – важные, но не основополагающие моменты.


В столе

С собой у Владимира всегда есть камера. Нарратив его фотографического повествования не меняется, даже если это обычный телефон. Он поджидает сюжеты за углом, случайно находит перед собой, ловит, повернув голову. Иногда он вписывает людей в пространство, а порой человек появляется в кадре «за секунду до». Кажется, что улица перестраивается во время его прогулки, словно сама предлагает удачный кадр.


«Меня увлекает визуальная гармония среды, в которой мы существуем. Это может быть пейзаж, или городская жанровая зарисовка, или какое-то случайно найденное формальное построение. Вдохновляюсь умением других видеть и снимать впечатляющие фотографии. Очень часто это снимки хороших фоторепортеров. По-настоящему восхищают жанровые фотографии, где брессоновский решающий момент повседневной жизни соседствует с тем особым состоянием, которое можно видеть в лучших образцах живописи», – делится Владимир.

Часто фотограф следит за взаимодействием человека с пространством. Становится ли он главным героем сюжета или удачно вписывается в среду, становясь одной из ее частей. Воронеж со снимков Владимира невозможно найти, просто посмотрев на улицу. Он прячется, когда Воронин возвращается домой. Он открывается только ему – как давнему другу, который бережно сохранит каждый их «разговор».


Смотришь на снимок и кажется, что это портал – сделай шаг и окажешься на месте событий. Изображение обрастает звуками, люди начинают двигаться, деревья медленно покачиваются, а птицы кружатся в небе. Его фотографии действуют именно так – сакральный диалог между исследователем и жизненным пространством, в который нельзя вторгнуться. Но который можно попытаться понять и почувствовать.

Автор Инна Былдина
Фото Владимир Воронин

0 комментариев