21 Ноября, Четверг, 21:47, Воронеж

Альбом путешествий

Документальная фотография – это визуальное эссе. Одно из самых сложных направлений фотоискусства: автор исследует жизнь в бесконечном поиске ответов на свои вопросы и документирует это с помощью снимков. Но документирует так, чтобы зритель мог «прочитать» его исследовательский монолог и задуматься над поднятым вопросом.

Фотография – инструмент, а не цель. Главное – идеи, а не приемы. Я стою перед изображением на выставке и воссоздаю в голове цепочку исследования фотографа: с чего он начал? как искал информацию? составил план заранее или дрейфовал? Хочу разобраться и обращаюсь к человеку, который уже много лет изучает и практикует документальную фотографию.

Ольга Кардашова – фотограф, куратор и педагог, член Союза фотохудожников России.

Путешествие

Во время обучения в Потсдамском университете в Германии Ольга начала путешествовать. Необычные и красивые поездки в соседние города хотелось сохранить и привезти родным в Новосибирскую область. Так в руки попала мыльница, а в альбоме появились туристические картинки «Я видела это!», «Я была здесь!». Это стало началом путешествия в фотографию.

Затем время начало теряться: окончание учебы, рабочие будни; новое увлечение забылось. Вторая волна путешествия началась после рождения дочери – с помощью снимков хотелось сохранить свои ощущения. Ольга начала активно фотографировать, посещать различные курсы. Путь к тому, что она умеет и знает сейчас, был очень долгим. Но переломным моментом стало поступление в Академию документальной фотографии и журналистики «Фотографика» в Санкт-Петербурге в 2017 году.

Именно здесь Ольга увлеклась документальной фотографией – понятной, близкой и интересной. Одна из основных тем, которую она изучает с помощью творчества, – отношения человека с окружающим миром, с природой. В истории о воронежском приюте «Дора» фотограф рассказывает о трудностях содержания брошенных «друзей человека».


Репортаж с выставки собак «Евразия» и проект «Стандарт» составили размышления о том, можно ли любить питомца просто так или обязательным условием должна быть идеальная родословная и определенные качества. Ольга бесконечно ищет ответы, исследуя объединение социального и естественного, сосуществование человека и природы.

Стандарт
С помощью фотографии она рефлексирует и на иные темы. В проекте «Карта» Ольга ментально путешествует по выдуманным местам на основе реального опыта. Натюрморты из карт и предметов, привезенных из других стран, в интерьере дома – точки входа в эти выдуманные путешествия. А в проекте «Тают грозовые облака» собраны снимки из семейного альбома и новые фотографии, сделанные Ольгой в родительском доме – детство, которое она вспоминает.


Мне кажется, фотографическое путешествие Ольги можно сравнить с путешествием туристическим, с которого все и началось. Взять в руки фотоаппарат и запечатлеть то, что тебе нравится. Познакомиться с человеком и начать делать что-то новое. Отправиться на прогулку, чтобы узнать город. Фотоальбом Ольги – долгое путешествие по жизни. Вместо городов – темы для размышлений, вместо мыльницы – несколько разных камер. Не меняется лишь главная героиня-исследовательница.

ФотоСинтез

Это процесс преобразования энергии света в энергию химических связей. Это также синтез разных практик, техник и инструментов в фотографии. Именно это слово Ольга выбрала в качестве названия для фотосообщества, в котором проводит ридинг-группы, встречи и разборы. С чего все началось?

«Во время локдауна появилось ощущение вакуума. Раньше пустоту можно было заполнить поездкой в столицы, посещением выставок, встречами с коллегами. А в это время поездки и встречи резко сократились, мероприятий стало меньше. Появилась острая потребность в общении – творческом, профессиональном. Осенью прошлого года я сделала пост в соцсетях о том, что приглашаю всех желающих, интересующихся фотографией, прийти на встречу и обсудить возможность создания общего проекта из многих индивидуальных», – рассказывает Ольга об истоках формирования сообщества. Откликнулось достаточно много людей, что ее приятно удивило. Начались встречи, появилось помещение, сформировался костяк из тех, кто часто посещает мероприятия «Фотосинтеза» и помогает с организацией проектов.

Сообщество открыто для всех – здесь свободно общаются и начинающие фотографы и более опытные. «Очень жаль, что в Воронеже нет образовательного центра по документальной и современной фотографии, – делится Ольга, – у нас много хороших фотографов и фотожурналистов, а такого центра нет – досадно. Не у всех есть возможность учиться в Москве или Санкт-Петербурге. Хочется поднять уровень фотографии в нашем городе».

Одна из первых совместных практик сообщества под руководством Ольги – «ФотоФлэш». Участники расклеивали фотографии своего авторства на улицах Воронежа. Стены, заборы, двери подъездов, окна, доски объявлений и другие самые обычные и неожиданные места для изображений. Эти сообщения, оставленные авторами в городском пространстве случайным прохожим, кто-то сразу срывал и выбрасывал, кто-то забирал домой, а кто-то пытался расшифровать.

В этом фотографическом флешмобе проявляется интерес участников «ФотоСинтеза» к городскому пространству. Они анализируют собственные ощущения от общения с городом, наблюдают за реакцией улиц на фотоэксперименты и выходят за рамки классических форматов. Эту же тему сообщество развивает в более масштабном проекте.

Что-то новое для города

Я стою перед изображением – это фотография о Воронеже. Почти за год существования «ФотоСинтеза» в цикле «инициативаобсуждениеподготовка» появилось новое звено «выставка». Здесь я и познакомилась с документальной фотографией и человеком, который развивает ее в нашем городе.

Выставка «Прочтение города» – сборник из 11 визуальных рассказов об образе Воронежа. Проекты исследуют разные темы: монотонность общественного транспорта, наблюдение за изменяющимся ландшафтом жилых кварталов, наследие конструктивизма на улицах Воронежа, красоту и уродство водохранилища, оставленные человеком в городском пространстве следы, эстетику домов культуры, коллективный дрейф как средство изучения города.

Все началось с предложения Ольги обсудить интересные участникам темы. У кого-то уже был материал, другие же только пытались сформулировать идеи. Отказавшись от строгого контроля, куратор оказывала помощь в формате советов, но всегда просила авторов обосновать свои решения относительно отбора материала и других тонкостей. И помогала с выбором проблематики исследования:

«Начинаешь задавать наводящие вопросы – почему интересует эта тема? Как ты хочешь ее показывать? Есть ли доступ к тому, что планируешь снимать? Сможешь ли ты его получить? Когда слышишь ответы на эти вопросы, уже становится понятно, что точно отбросить, а над чем поработать».

Некоторые участники уходили еще на этапе обсуждения, участие других прерывалось из-за отсутствия свободного времени, а кто-то – наоборот – присоединялся уже с готовым материалом спустя пару месяцев после старта. Все сложилось, и удалось организовать выставку в Доме архитектора. С ее организацией Ольге помогали некоторые из участников: Таня Плотникова самостоятельно сделала сайт, Наташа Алексеева редактировала тексты для социальных сетей, Ксения Кузьмина занималась полиграфией. Значимую поддержку оказали также Дом архитектора и Новый театр. Восхитительно приятное чувство – встречать неравнодушных людей, которые всеми силами готовы развивать творческие проекты.

Благодаря инициативе Ольги отправиться в визуальное путешествие по городскому пространству появился новый для Воронежа проект. «Мне до сих пор не верится, что все состоялось. Когда увидела конечный результат, пришла в восторг! – признается куратор. – Я испытываю гордость за авторов, которые за восемь месяцев не отказались от этой идеи, довели проекты до конца. Многие из них занимаются не только фотографией, основная работа требует много времени. Этим же выставка для меня и ценна: фотография необязательно должна храниться на жестком диске, она может выйти в мир в виде материального носителя. Можно сделать выставку, книгу, открытки, постеры, отпечатки – что угодно!»


Эта же мысль стала основой для еще одной идеи выставки – на одной из стен расположены фотографии, в которых посетители самостоятельно исследуют город. Во время нашего с Ольгой разговора несколько человек приносили свои снимки и размещали их на экспозиции, напоминающей монтажный стол. Получается многоликий рассказ о жизни Воронежа, который каждый зритель читает по-своему. Ольга надеется, что возможность «проявить» свое изображение на этой выставке для кого-то станет стимулом начать активную деятельность и не прятать работы от мира.

«Прочтение города» и сам «ФотоСинтез» – важные для Воронежа проекты, доказывающие, что можно реализовать свои замыслы и не ждать, пока кто-то другой сделает это.
Путешествие Ольги продолжается, созидает и доказывает: необязательно ехать куда-то далеко – достаточно лишь сделать первый шаг.

Автор Инна Былдина
Фото Ольга Кардашова

0 комментариев