22 Ноября, Пятница, 23:41, Воронеж

Рэп – главная тропа современной поэзии?

Многих, меня в том числе, уже перестало удивлять, что тема рэп-поединков, которая еще совсем недавно интересовала очень узкий круг людей, стала невероятно популярной и широко освещаемой в СМИ.


О том, как в одном из известных баров Санкт-Петербурга некий парень под псевдонимом Гнойный (он же Слава КПСС) победил в словесном состязании главного MCстраны Оксимирона, не поленились рассказать корреспонденты телеканалов «Россия 24», «НТВ», и даже на «Первом» канале вышел нашумевший репортаж с провокационным названием «Рок-н-ролл мертв». «Meduza» в октябре следила за «историческим», как она его назвала, баттлом в Лос-Анджелесе между Оксимироном и одним из сильнейших баттл-рэперов мира Дизастером.



Поражает тот факт, что явление, изначально являвшееся продуктом субкультуры, молодежной среды, смогло неожиданно и в невероятно короткие сроки стать предметом обсуждения взрослых, серьезных, образованных людей. Так, например, первый заместитель главы администрации президента России Сергей Кириенко признался, что следил за баттлом между Оксимироном и Гнойным, собравшим более 17 миллионов просмотров на YouTube. «Смотрел», – сказал он, отвечая на соответствующий вопрос РИА Новости. Политик отметил, что ни за кого из участников рэп-поединка не болел.

В этом феномене молодежной культуры разбирался и Михаил Швыдкой в своем ток-шоу «Агора» на телеканале «Культура». Его гостями стали рэперы Гнойный и Хан Замай. Также в передаче приняли участие писатель и журналист, депутат Госдумы Сергей Шаргунов, поэт Дмитрий Воденников, профессор Литинститута Игорь Волгин и журналист Александр Кушнир.

Мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман уже пару месяцев ведёт свой канал на ютубе, где делится мнением по поводу тех или иных новостей. В своём очередном видео он не только рассказал о нашумевшем поединке, но и сравнил всё происходящее с полноценными дебатами, которые, по его мнению, являются необходимой процедурой при любых выборах.

Главный оппозиционер нашей страны, Алексей Навальный также не остался в стороне и высказал своё мнение о самом эпичном противостоянии в русском рэпе: «Вчера в час ночи смотрел «Версус». Получил большое удовольствие больше всего от мысли, что русская культура жива и развивается. Русский язык — электрический ток, которым выступающие старались ударить противника. Только вы не кидайте помидорами сразу с криком «ну какая это культура?!» Ну а что это? Это ж самый настоящий поэтический конкурс. Там, извиняюсь, не особо и рэп. Чуваки пишут стихи и орут их друг другу в лицо. И это посмотрят 30 миллионов человек. То есть все молодые люди страны. Разве это не прекрасно?»



Сравнить рэп-поединок с политическими дебатами решил и публицист Дмитрий Быков, уделивший обсуждению «Версуса» двадцать минут эфирного времени «Эха Москвы», где он прогнозирует, что главным форматом ближайшего времени будет поединок, и лучше, если политические дебаты, выборы президента, прямая линия президента с народом будут проходить в формате рэп-баттла.

Как поэт и литературный критик Быков не остановился на кратком обзоре нашумевшей темы, он анализирует структуру поэтических текстов, а также объясняет, чем обусловлено такое пристальное внимание российского общества к рэп-соревнованиям и есть ли у этого историческая и литературная основа. Быков упоминает о том, что поэзия имеет разные формы существования, она склонна к диалогу, ищет его, оттого она по сути своей — соревновательна. Так что рэп-поединки вовсе не являются чем-то новым в истории, это лишь очередная форма проявления соревновательного духа поэзии. Так, трубадуры и труверы состязались в прославлении своих прекрасных дам, а Джамбул Джабаев, легендарный акын, завоевал известность именно как неоднократный победитель на айтысах, певческих соревнованиях, когда исполнители, совсем как в рэп-баттле, стоят друг против друга и ведут поэтический диалог.

«Рэп — главная тропа современной русской поэзии, – утверждает Быков, – плохо только то, что в любом сегодняшнем российском соревновании побеждает тот, кто бысстыдней и проще. Но это полбеды — говорила же Ахматова, что поэзия и должна быть бысстыдна».



Такое «бесстыдство поэзии» явно привлекает внимание российской молодежи: в нашей стране число просмотров отечественных рэп-баттлов только на официальном канале YouTube превышает число просмотров в любой другой стране. Такой интерес, по мнению критиков, вызван особенностями менталитета. Важно, что у большинства людей, заинтересовавшихся рэп- баттлами, возникает желание прислушаться к поэзии, рефлексировать вместе с ней на тему сегодняшнего дня. Поэзия всегда говорила о том, о чем боялось сказать большинство, ведь она не умеет врать и проговаривается о тех вещах, что у всех на уме.

Однако когда певцы, как трубадуры, соревнуются в воспевании дамы сердца или как акыны, разоблачают социальную несправедливость, это приводит к созданию шедевров и возвышению человеческой души, а вот когда на рэп-баттлах в поэтических формах противники изобретательно поливают друг друга грязью, припоминают унизительные факты биографии, соревнуются в знании низкой лексики – это свидетельствует лишь о том, что у общества не осталось развлечений, кроме как унижать и доминировать.



И все же обращение молодежи 21-го века даже к такого рода, с позволения сказать, поэзии в очередной раз доказывает, что Россия была и остается литературоцентричной страной. А в литературе, как известно, отражается сама жизнь и знания о человеческой душе. И может быть, действительно в рэп-баттлах отражается наша жизнь и что еще страшнее – наша душа?

Екатерина КАЗАКОВА
Фото — портал vbatle.ru, youtube.com, социальная сеть Твиттер

0 комментариев