23 Ноября, Суббота, 01:15, Воронеж

Hala vandala! или Сделаем этот мир ярче

Еще несколько лет назад в среде активной молодежи сложно было найти человека, который не отождествлял бы себя с какой-нибудь субкультурой. Панки, готы, эмо – они были всюду. Миновали годы, ребята повзрослели, скинули с себя характерные атрибуты и забыли прежние увлечения. Одной из немногих, не только не канувших в лету, но и приумноживших своих сторонников, осталась культура граффити.


Упоминание слова «граффити» вызывает в сознании большинства жителей нашего города сплошь негативные эмоции. Это связано с тем, что неумелые художники, в основном – школьники, портят своими надписями и без того неказистый вид воронежской действительности. Подчас наши дома и заборы являются не «подиумом» для захватывающих дух картин и цветовых решений, а всего лишь местом тренировки дилетантов, где они пытаются сносно изобразить свой незамысловатый псевдоним. Ведь далеко не все так называемые «уличные художники» рассматривают свою деятельность как способ самовыражения. Для многих из них это всего лишь хулиганство или вандализм, а не творчество.Тем не менее с каждым годом количество разрисованных стен в городе только увеличивается, значит, данная субкультура привлекает все больше и больше людей.

Антон «teko», 23 года (профессиональный райтер):

— Я занимаюсь граффити с 9 лет и могу сказать, что за всю свою жизнь никогда не рисовал на фасадах домов. Многие люди «в возрасте», узнав, чем я занимаюсь, сразу переходят на осуждающий тон и грозятся оторвать мне руки. Но я четко провожу грань между искусством и вандализмом. Граффити играет огромную роль в моей жизни, я зарабатываю себе этим на хлеб, поэтому мне странно слышать от людей обвинения в хулиганстве. Последней моей работой было оформление комнаты в новом тату-салоне, где за 6-7 часов труда я заработал свой месячный оклад с прежней работы. Понимаю людей, которые негативно относятся к детям, портящим их подъезды своими «тегами» (прим. «тег» — надпись псевдонима художника). Но их деятельность не имеет никакого отношения к граффити. Это просто баловство.

Ярослав «Cash», 20 лет (уличный художник):

— Знаешь, мне нет особой разницы, что там обо мне думают окружающие. Для меня граффити – способ получения новых эмоций, адреналина. Каждый раз, когда я иду на спот (прим. «спот» – место стоянки грузовых и пассажирских поездов), понимаю, что это преступление. Но для меня в этом и есть смысл! В чем удовольствие рисовать под заказ на загрунтованных под краску стенах? Ощущение опасности только подстегивает настоящего вандала, придает ему сил, развивает скорость и технику рисования. К слову, не считаю своё творчество искусством, но и уродством его бы не назвал. В России кругом все серое и безликое. Так почему бы не придать этому миру немного красок, если душа сама этого так и просит?

Константин Болгов, 28 лет (лейтенант полиции):

— Для меня все, что связано с порчей чужого имущества – преступление. Эти люди называют себя художниками, произносят громкие слова о свободе творчества и самовыражения, но по сути своей являются паразитами. Как показывает практика, большинство ребят, которые попадаются при разрисовывании стен или вагонов – это подростки от 13 до 19 лет. Им явно не хватает родительского внимания, вот они и пытаются его привлечь подобным образом. Среди этих хулиганов, разумеется, есть и более взрослые ребята, неоднократно привлекавшиеся к ответственности. Таких только могила исправит. Если хочешь рисовать – бери листок и занимайся любимым делом, зачем стены то уродовать?

Итак, понимание граффити у каждого разное: для одних — вандализм и способ найти новые эмоции, для других – важная часть жизни, ставшая работой или любимым хобби. Как форма искусства оно свободно от цензуры и всеохватывающе, поэтому стена является лучшим местом для диалога художника и общества. Можно сколько угодно критиковать и ненавидеть это творчество, но нельзя отрицать значимость этого культурного феномена для нашего общества. Граффити выступает своеобразным манифестом молодежи, которая требует сделать этот мир ярче. Но искусством оно является только в том случае, если направлено на действительно благородные цели, а иначе – это вандализм.



Максим МИНЕНКОВ
Фото автора

0 комментариев