Братья Коэн могут похвастаться тем, что им удается создавать предельно гиковские и стильные картины. «Hail, Ceasar!», стартовавший в российском прокате 3 марта, — образец жанрового комедийного кино несравненного режиссёрского тандема братьев Коэн, едкая сатира о 27 часах жизни голливудского продюсера золотой эпохи киноиндустрии.
Творчество режиссёров Коэн всегда отличалось большим разнообразием. Им ненавязчиво удаётся перескакивать от одного жанра к другому и не терять свой уникальный сумасшедший подход. Будь то психологический триллер «Фарго», полный чёрного искромётного юмора, или провалившийся изначально в прокате «Большой Лебовски», который в скором времени сумел покорить зрителей трагическим фарсом, или «Железная хватка», после которого остается неприятный осадок в самом хорошем смысле. Но лучше всего у Коэн получается создавать абсурдный мир — мир, полный идиотов.
В «Да здравствует Цезарь!» эти идиоты поджидают зрителя за каждым углом. В центре внимания ленты — жизнь голливудского воротилы, так называемого фиксера Эдди Мэнникса (Джош Бролин). Мэнникс занимается решением любых проблем киностудии «Capitol» (к слову, она уже упоминалась в «Barton Fink» тех же Коэн), прячет скелеты в шкафах, льстит раздражённым режиссёрам и даёт инфоповоды назойливым светским репортёрам Торе и Тессали Паркер (обеих играет, кстати говоря, Тильда Суинтон). Внешне спокойный, абсолютно непробиваемый, он мечется меж двух огней: стоит ли ему остаться в империи грез или уйти в надёжный авиабизнес? Но и тут раздумья Мэнникса, единственного адекватного человека в этом шапито, прерывают очередными проблемами. Съёмкам мешает дождь? Звоните Эдди Мэнниксу, будто бы тот в состоянии разводить руками тучи. Достать за пару часов 100 тысяч долларов, чтобы спасти звезду пеплума (Джордж Клуни)? Нужно просто поговорить по телефону с кое-кем невидимым и очень могущественным. Тут же и идеальный ковбой Хобби Дойл (Олден Эйренрайк), стремительно набирающий популярность, но не способный выйти за рамки вестерна, и теряющий всякое терпение от работы с подобными навязанными ему «дарованиями» Лоренс Лоренц (Рэйф Файнс), и любимчик женщин, обворожительный морячок с «клюквенным» секретом (Ченнинг Татум).
В трейлере нам показали слэпстик — авантюрную историю, погоню, но на деле это лишь кусочек пазла Коэн. За 2 часа ленты зрителю встречается огромное количество персонажей. И все они, безусловно, интересные, требующие больше внимания. «Цезарь» напоминает сборник клипов или мозаику, но собрать её так, как следует, Коэн не совсем удалось. Недосказанность — отличительная черта, почерк братьев. Но в фильме её было слишком много. Линии героев обрываются так же внезапно, как и начинаются. Впоследствии мы получаем несколько хаотичный сюжет, который при первом просмотре для некоторых зрителей покажется слишком уж сумбурным. И кино просто-напросто распадётся на маленькие кусочки.
Однако ненавязчивые комедийные баталии могут вывести на весьма любопытную задумку Коэн — им важно вкапываться в вопросы морали и этики. Как начинается, так и заканчивается лента исповедью Эдди Мэнникса, угрюмого и обеспокоенного, жалующегося на то, что втайне от жены выкурил одну единственную сигарету (позже мы видим, что на другие грехи у героя элементарно нет времени), а в конце после тяжёлого рабочего дня воодушевленного и уверовавшего в своё любимое дело. Он ведёт уморительные и убойные переговоры с представителями духовенства: раввин, католик и православный батюшка спорят о природе Христа. Религиозный аспект сюжета делает анализ «Цезаря» поистине трудным. Без библейских уколов, наверное, ни одна картина Коэн не обходится.
«Да здравствует Цезарь!» хвастает молодёжной прыгучестью, неожиданными движениями и грамотными отсылками. Картина рассказывает о закате идиллии золотой эры киноиндустрии в деталях — стоит обратить внимание на часы, на которые периодически посматривает Мэнникс. Зрителям показывают ситуацию 50-х годов, но в ней мы видим наше «сегодня»: как только ни пытаются исхитряться кинематографисты, чтобы держаться на плаву. «Цезарь» — кино для тех, кто любит кино, живёт и дышит им.
Анна ИВАННИКОВА
Фото КиноПоиск
0 комментариев