5 октября 2016 года в доме-музее И. С. Никитина прошла бесплатная экспозиция «Образ Воронежа в литературе», которая приурочена к 430-летию города. Корреспондент «P. S. – 5 сов» побывала на выставке и узнала, откуда начинался Воронеж и какие поэты были здесь в ссылке.
Как-то раз, прогуливаясь с подругой в парке Горького, мы заговорили о Воронеже. Я проучилась и прожила здесь год, а она приезжала к сестре в гости на две недели. Полина восторгалась Воронежем и постоянно спрашивала меня, была ли я в том или ином месте, и почти всегда ответ был один: «Нет». «Даш, ты чего? И не стыдно тебе?». В ответ прозвучало всё то же «нет», а в голове завертелись мысли: а ведь я и правда не знаю город, в котором живу. И вот, отправляясь на знакомство с Воронежем, я решила посмотреть на него не просто другими глазами, а глазами великих людей, писателей и художников разных веков, которые приезжали в этот город и увековечивали его в своих стихах и картинах.
Заходя в уютный жёлтый домик на улице Никитина, я удивилась тому, что он не был полон народу, как это обычно бывает на выставках и в музеях, поэтому я в полной тишине и умиротворении углублялась в историю города, переходя из одной комнаты в другую под мелодичный скрип половиц.
На выставке представлены 9 образов Воронежа, и каждый из них по своему уникален. Один из образов, который представлен в исторической повести Владимира Кораблинова «Казак Герасим Кривуша» — образ центра казачьего поселения, расположенного на Среднем Дону. Созданная в стиле народного сказа, эта повесть ярко отражает жизнь Воронежа в середине 17 века.
Глазами иностранного писателя мы наблюдаем за тем, как переживал Воронеж годы правления Петра Великого в книге «Путешествие через Московию» Корнелия де Брюина.
Здесь же представлены и наброски художников тех лет.
Так же, проходя от стеллажа к стеллажу, я встретила здесь знакомых поэтов и писателей, которые в свое время стали великими людьми.
Например, в романе-эпопее «Война и мир» встреча Николая Ростова и княжны Марии Болконской происходит именно в Воронеже, на тот момент губернском городе.
Детские воспоминания о Воронеже проникают в произведения Самуила Яковлевича Маршака, который, к моему удивлению, родился в слободе Чижовка.
А вот в 1930-е годы в Воронеж ссылали многих оппонентов политического режима, в список которых попал и Осип Мандельштам. Страдания ссыльного поэта нашли свое отражение в «Воронежских тетрадях». Но когда в 1936 году к поэту приехала Анна Ахматова, создался поэтический облик города.
И город весь стоит оледенелый.
Как под стеклом деревья, стены, снег.
По хрусталям я прохожу несмело.
Узорных санок так неверен бег.
А над Петром воронежским — воро́ны,
Да тополя́, и свод светло-зелёный,
Размытый, мутный, в солнечной пыли́,
И Куликовской битвой веют склоны
Могучей, победительной земли.
И тополя, как сдвинутые чаши,
Над нами сразу зазвенят сильней,
Как будто пьют за ликованье наше
На брачном пире тысячи гостей.
А в комнате опального поэта
Дежурят страх и Муза в свой черёд.
И ночь идёт,
Которая не ведает рассвета.
4 марта 1936 Анна Ахматова
Очень интересным фактом для меня стало то, что в годы освобождения Воронежа от фашистских оккупантов ища друг друга, жители наклеивали записочки на столбе с городскими часами. Сюда же вывешивал свои стихи поэт Константин Гусев, недавний студент ВГУ.
Но всё же большую часть выставки занимают произведения создателя дома, в котором теперь расположился музей, Ивана Саввича Никитина. Его знаменитая поэма «Кулак» — это первое произведение в русской литературе, в котором был художественно изображен Воронеж. Здесь же можно увидеть выдержки из этого произведения и иллюстрации к нему известных художников.
И по мне, так без книги в руках приходить в этот музей не стоит, потому что иллюстрации понятны, но остаются не понятыми до конца, потому что перед глазами нет нужного текста.
Но всё же несмотря на это, мое знакомство с Воронежем не случайно началось с литературы, так как это очень знаменательно не только для города, но и для меня, как для человека приезжего. Интересно посмотреть на такие, казалось бы, знакомые черты сквозь призму не одного столетия.
Дарья ЧЕРНЕЦКАЯ
Фото автора
Как-то раз, прогуливаясь с подругой в парке Горького, мы заговорили о Воронеже. Я проучилась и прожила здесь год, а она приезжала к сестре в гости на две недели. Полина восторгалась Воронежем и постоянно спрашивала меня, была ли я в том или ином месте, и почти всегда ответ был один: «Нет». «Даш, ты чего? И не стыдно тебе?». В ответ прозвучало всё то же «нет», а в голове завертелись мысли: а ведь я и правда не знаю город, в котором живу. И вот, отправляясь на знакомство с Воронежем, я решила посмотреть на него не просто другими глазами, а глазами великих людей, писателей и художников разных веков, которые приезжали в этот город и увековечивали его в своих стихах и картинах.
Заходя в уютный жёлтый домик на улице Никитина, я удивилась тому, что он не был полон народу, как это обычно бывает на выставках и в музеях, поэтому я в полной тишине и умиротворении углублялась в историю города, переходя из одной комнаты в другую под мелодичный скрип половиц.
На выставке представлены 9 образов Воронежа, и каждый из них по своему уникален. Один из образов, который представлен в исторической повести Владимира Кораблинова «Казак Герасим Кривуша» — образ центра казачьего поселения, расположенного на Среднем Дону. Созданная в стиле народного сказа, эта повесть ярко отражает жизнь Воронежа в середине 17 века.
Глазами иностранного писателя мы наблюдаем за тем, как переживал Воронеж годы правления Петра Великого в книге «Путешествие через Московию» Корнелия де Брюина.
Здесь же представлены и наброски художников тех лет.
Так же, проходя от стеллажа к стеллажу, я встретила здесь знакомых поэтов и писателей, которые в свое время стали великими людьми.
Например, в романе-эпопее «Война и мир» встреча Николая Ростова и княжны Марии Болконской происходит именно в Воронеже, на тот момент губернском городе.
Детские воспоминания о Воронеже проникают в произведения Самуила Яковлевича Маршака, который, к моему удивлению, родился в слободе Чижовка.
А вот в 1930-е годы в Воронеж ссылали многих оппонентов политического режима, в список которых попал и Осип Мандельштам. Страдания ссыльного поэта нашли свое отражение в «Воронежских тетрадях». Но когда в 1936 году к поэту приехала Анна Ахматова, создался поэтический облик города.
И город весь стоит оледенелый.
Как под стеклом деревья, стены, снег.
По хрусталям я прохожу несмело.
Узорных санок так неверен бег.
А над Петром воронежским — воро́ны,
Да тополя́, и свод светло-зелёный,
Размытый, мутный, в солнечной пыли́,
И Куликовской битвой веют склоны
Могучей, победительной земли.
И тополя, как сдвинутые чаши,
Над нами сразу зазвенят сильней,
Как будто пьют за ликованье наше
На брачном пире тысячи гостей.
А в комнате опального поэта
Дежурят страх и Муза в свой черёд.
И ночь идёт,
Которая не ведает рассвета.
4 марта 1936 Анна Ахматова
Очень интересным фактом для меня стало то, что в годы освобождения Воронежа от фашистских оккупантов ища друг друга, жители наклеивали записочки на столбе с городскими часами. Сюда же вывешивал свои стихи поэт Константин Гусев, недавний студент ВГУ.
Но всё же большую часть выставки занимают произведения создателя дома, в котором теперь расположился музей, Ивана Саввича Никитина. Его знаменитая поэма «Кулак» — это первое произведение в русской литературе, в котором был художественно изображен Воронеж. Здесь же можно увидеть выдержки из этого произведения и иллюстрации к нему известных художников.
И по мне, так без книги в руках приходить в этот музей не стоит, потому что иллюстрации понятны, но остаются не понятыми до конца, потому что перед глазами нет нужного текста.
Но всё же несмотря на это, мое знакомство с Воронежем не случайно началось с литературы, так как это очень знаменательно не только для города, но и для меня, как для человека приезжего. Интересно посмотреть на такие, казалось бы, знакомые черты сквозь призму не одного столетия.
Дарья ЧЕРНЕЦКАЯ
Фото автора
0 комментариев