22 Ноября, Пятница, 03:40, Воронеж

Точки на карте или родные края? Как мы справляемся с переездами

В среднем 350 тыс. человек ежегодно меняют место жительства в России. Все делают это по разным обстоятельствам: кто-то — по своей воле, у кого-то нет выбора, и ему приходится переезжать. Но все эти люди сталкиваются с одной общей проблемой — это расставание с родными и друзьями, с местом, которое становится чем-то большим, чем просто точка на карте. Расставание, а за ним неизвестность.


На момент первого переезда мне было 9 лет. Папа и мама были военнослужащими, поэтому в короткие сроки нам пришлось собраться и переехать на новое место. Жилья мы найти не могли, так как это был пгт (поселок городского типа), просто-напросто не было людей, которые бы сдавали жилплощадь. Поэтому приходилось жить при военной части. В один из летних дней мой старший брат заявил: «Я не буду ходить в школу, я вообще не собираюсь выходить из дома в эту деревню!» Брату было намного сложнее, чем мне, в первый наш переезд. Он выходил во двор, только чтобы покормить сахаром муравьев у дома и построить им баррикады. Естественно, родителей тоже не устраивала сложившаяся ситуация. Вот-вот должен был прийти контейнер с нашей мебелью и многочисленными коробками, а у нас даже не было места, куда его можно было бы выгрузить. Родители поговорили с начальством, и вот мы снова в пути.

— Я сменил пять городов: Курчатов, Санкт-Петербург, Владимир, Курск и Белгород. Не учился я только в Питере. Самым интересным было находить новых друзей во всех городах. Друзья оказывались разными: со своими взглядами, мировоззрением, интересами. Длительное время я учился только в Курской и Курчатовской школах. В остальных по чуть-чуть, где-то по полгода. Чаще всего было плохо, потому что новичков с трудом принимают в уже сложившемся коллективе, и всегда находились задиры, которые лезли драться. Поэтому с адаптацией было тяжеловато. Всё-таки дети, как показал мне опыт, довольно жестоки. Когда мне говорили о том, что мы переезжаем в другой город (из-за работы родителей), я радовался. Честно сказать, трудно понять, почему. Наверное, это стиль жизни такой — не сидеть на месте, постоянно что-то делать, куда-то бежать, и поэтому я был рад увидеть свою страну и познакомиться с новыми людьми.

Самый запоминающийся переезд — в Курск. В школе я неделю-две сидел просто молча. Потом моя соседка по парте начала со мной общаться, мы подружились. Так постепенно я начал знакомиться со своими одноклассниками. И как обычно, нашёлся задира, который лез драться, унижать, обижать и так далее. В конце концов мне надоели унижения, и я решил, что только став лучше них, я завоюю уважение. В 9 классе я подружился со старостой класса, и так как я был достаточно прилежным и ответственным учеником, в следующем году он решил доверить свой пост мне. В 10 классе классная руководительница согласилась на мою кандидатуру старосты. После чего я выступал в школе на соревнованиях, стал отличником по литературе, писал много и, как мне говорили, хорошо. Весь 10 класс я делал то, что должен был, и больше никто не смел мне сказать хоть что-то в упрёк. После того, как я поступил на журфак, тот самый задира, из-за которого я решил взять себя в руки и перестать быть мямлей, связался с наркотиками и, насколько я знаю, сел в тюрьму. Может это и злорадство, но, наверное, это была честная победа над злом, — рассказал о своём опыте переездов студент третьего курса ВГУ Никита СМОТРОВ.


Заехали в город, а на небольшом озере плавали несколько лебедей. Я очень обрадовалась новому месту. Брат был всё так же замкнут в себе, но было видно, что это место нравится ему больше, чем предыдущее. Наконец наступило первое сентября, мой брат быстро адаптировался и завёл себе друзей (как хорошо, что на это раз это были не муравьи). Мне же было непросто. Но мне помогал брат, а точнее – его репутация в школе. Всем старшеклассницам он нравился, поэтому, чтобы он обратил на них внимание, они приходили ко мне с шоколадками из буфета. Всё это выглядело так, будто я общаюсь с девочками из старших классов, а это всегда было круто. После и у меня появились друзья, я привыкла к обстановке в школе. Но люди были какие-то злые, особенно продавщицы в магазинах, к этому я привыкнуть так и не смогла.

— Когда мне было семь лет, мы с мамой переехали в Россию к моей сестре. До этого момента мы жили в Узбекистане. Было страшно. Другая страна, другие люди и в принципе другой ритм жизни. Мама говорила, что у нас не было выбора, нам нужно было уехать. Тем более, «в Узбекистане нет будущего», как говорила она. Я не понимала этого. Мне нравилось гулять и играть с друзьями во дворе. В Забайкалье же было холодно и как-то мрачно. Я не хотела ходить в школу, так как мне было очень сложно. Конечно, я знала русский язык, но никогда не изучала его. Мне приходилось вкладывать максимум усилий для того, чтобы выучить все правила. Все одноклассники часто задавали вопросы насчёт моего странного имени, мне было очень неловко, я не понимала, в чём заключается его странность. Ко всему привыкаешь, но я до сих пор скучаю, — поделилась девятиклассница Асаль Лилова.

И снова новый город. Я всегда плохо ориентировалась на местности. Шла к первому уроку в новую школу и поняла, что заблудилась. Позвонила маме, она попыталась мне объяснить, куда идти, где повернуть (в то время ещё не было «2ГИС», который бы мне помог). Я посмотрела на время и побежала, потому что до начала первого урока оставалось пять минут. В конце концов я очень сильно опоздала и не стала заходить на урок, ждала его окончания. Звонок, мои одноклассники вышли из кабинета, и я стала ловить косые взгляды на себе. Думаю, они знали о том, что в их классе должна была появиться новенькая. Ещё и посередине учебного года.

Начался следующий урок, я села на последнюю парту, чтобы привлекать к себе меньше внимания. И тут произошло самое ужасное, что могло произойти с новеньким учеником. Зашёл классный руководитель, и вызвал меня к доске, чтобы представить одноклассникам. Это был самый неловкий момент в моей жизни. Перед тобой двадцать человек твоих сверстников двенадцати лет, и мало ли что у них в голове, неизвестно, как они тебя примут и примут ли вообще. Брат уже окончил школу, и поддержки со стороны у меня не было. Приходилось справляться самой. На моё удивление, мне это далось намного легче, чем в предыдущие переезды. У меня появились друзья, своя компания. В 16 снова пришлось переехать.

Этот переезд был для меня самым тяжёлым. Было очень много слёз, истерик и соплей. Очень благодарна своим родителям, что смогли выдержать этот эмоциональный взрыв, который происходил в голове подростка. Ведь в тот момент мне казалось, что это конец света, я была уверена, что у меня больше никогда не будет таких замечательных друзей, не будет всего того, что меня окружало.

— Городов я сменила много, в осознанном возрасте помню примерно семь. Самое большое количество времени провела в Калуге, потом мы жили в Якутии. И вот она-таки и запала мне в душу. Скорее всего, из-за того, что это был уже осознанный возраст и значимый для меня период. Переживать постоянные переезды было нелегко. В младенчестве, естественно, я наши с родителями переезды не помню (только некоторые моменты, которые флешбэками всплывают в голове).

В средней школе помню, когда пришлось уехать из Домодедово в Калугу (это был пятый класс), я жутко не хотела никуда, потому что именно тогда возникла моя первая школьная любовь. Я ужасно скучала и по друзьям, тогда ещё мы писали друг другу письма по почте. И уже когда я прочувствовала к 9 классу азарт переездов, новых знакомств, интересов и познания местностей, мы уехали в Якутию на пару лет. Сложность была в том, что отправились мы с папой вдвоём, маме нужно было остаться. Но я сама захотела поехать, север для меня был чем-то недосягаемым и неопознанным. Это и оказалось самым трудным временем для меня. Поначалу просила маму забрать меня обратно, было тяжело морально, потому что я понимала, что нахожусь в 10 тыс. км от центральной России, в городе, где вокруг только тайга, карьеры и шахты. Но, как и во всех остальных случаях, с новым местом потихоньку нашла общий язык, привыкла.

В каждом новом городе старалась обращать внимание на людей. Они всегда казались мне безумно интересными. В каждом городе можно выделить какую-то общую черту всех живущих там. Именно поэтому я благодарна родителям, что у меня была возможность побывать в разных уголках России, нажить друзей, научиться общаться и находить общий язык с людьми, не боясь чего-то нового, — рассказала о своих многочисленных переездах и борьбе с трудностями на жизненном пути студентка третьего курса ВГУ Валерия БАРМИНА.
.

Середина десятого класса, мы с мамой зашли в здание розового цвета, которое изнутри тоже оказалось розовым, — это была гимназия для девочек. Мы вошли в кабинет к директору, и почти сразу меня отправили писать вступительные экзамены. И вот я уже стала ученицей гимназии. Всё произошло слишком быстро, в мои планы входило ещё посетить обычную школу, но не удалось.

Самым лёгким и, пожалуй, желанным переездом оказался переезд в Воронеж. Во-первых, кроме родителей, меня ничего не держало в предыдущем городе. Мне хотелось стать самостоятельней, хотелось повзрослеть. Думаю, всё получилось.

Конечно, сменить шесть городов непросто, но есть в этом какая-то своя атмосфера. Заходишь домой, а мама собирает вещи, кругом коробки вместо привычных шкафов и книжных полок. Всё разбросанно, всё в процессе сборки. И в каждом городе ты оставляешь частичку себя в надежде на возвращение, но не возвращаешься, а просто забываешь и едешь покорять другие города.

Лина ХАННАНОВА
Фото из открытого интернет-источника

0 комментариев