В преддверии великого православного праздника Пасхи портал «P.S. — 5 сов» решил рассказать, как живут студенты старейшего учебного заведения нашего края — Воронежской духовной семинарии.
Священник Константин Рева — проректор по научной и методической работе Воронежской духовной семинарии. Свои преподавательские обязанности он соединяет с обязанностями духовными. Диакон Роман Безменов — студент 5-го курса пастырского факультета, заканчивает дипломную работу и получает опыт служения в сане диакона (первая степень священной иерархии). С этими представителями духовного учебного заведения и прошла наша беседа.
— Отец Константин, ощущают ли семинаристы то, что не похожи на обычных студентов, отличаются от них?
О. К.: Как раз наоборот. Семинаристы всеми силами пытаются показать, что они такие же студенты, как и все остальные. Просто они учатся принимать правильные решения в современном мире. Светскому студенту кажется, что он полностью свободен и независим. Он может не пойти на занятия, не выучить предмет, провести время праздно, в увеселениях. Но в то же время он остаётся один на один со своими проблемами. И учится выживать. Наши студенты учатся, в первую очередь, жизни в Церкви и интересами Церкви. Готовятся к той жизни, которая им предстоит в дальнейшем. Мы — одно братство. И студенты, и преподаватели. Мы едины, и в этом наша сила.
Среди нас есть и спортсмены, и музыканты, и другие увлечённые люди… Вот отец Роман у нас вольной борьбой занимался…
Отец Роман (О. Р.): Да, много таких ребят. Один батюшка, например, был в прошлом моряком. Ходил по морю, посмотрел на синюю бездну океана и решил: надо Богу молиться. И пришёл к нам в семинарию. Теперь служит в одном из храмов. Другой батюшка недавно занял первое место в соревнованиях по тяжёлой атлетике. Но отличия от обычных студентов, конечно же, есть. Общаешься с семинаристами и ощущаешь очень серьёзную разницу со светскими ребятами — разницу во внутреннем ощущении себя. Семинария прививает особый вкус к жизни — христианское мировоззрение. Этот канал можно смотреть, а этот — нежелательно. Этот фильм с положительным смыслом, а этот ни о чём. Это достойно прочтения, а это нет. Как сказал апостол «Всё испытывайте, доброго держитесь».
О. К.: Мы учим жить по правильным жизненным принципам. А принципы для всех абсолютны, но не относительны, потому что их открыл нам Господь. Есть чёткое определение пользы и добра. И наши студенты тем и отличаются, что учатся «отсеивать зёрна от плевел». Да, они во многом внешне ограничены, у них много обязанностей, они реже проводят время в праздном веселии. И, тем не менее, они уже знают цену жизни и времени. Чего не знают многие светские студенты. Да и взрослые, состоявшиеся люди — и те не все ощущают это и понимают. А к семинаристам это понимание приходит уже с юного возраста.
— Преподаватель — друг для семинариста? Есть ли этот барьер: студент — преподаватель?
О. К.: Представьте себе семью. Родители для ребёнка могут стать друзьями?
— Безусловно.
О. К.: Но в то же время мать или отец, будучи другом, всё равно останутся матерью или отцом. Преподаватель для семинариста — в первую очередь отец. Наставник. Он всегда поможет. Он всегда поддержит. Он всегда поговорит. Но только не подумайте при этом, что все семинаристы и преподаватели в панибратских отношениях друг с другом, хлопают по плечу и травят анекдоты. Нет, это не так.
О. Р.: Как говорят бывшие семинаристы, «на первых курсах мы узнавали в семинарии многое о жизни друг от друга за кружкой чая, а на последних — за беседой от преподавателей». Научить студента говорить, писать и отвечать — это одна из наших первостепенных задач. У нас нет огромных аудиторий, где сидят двести студентов и слушают поточные лекции. У нас непосредственное, прямое общение с преподавателями на семинарских занятиях, когда друг друга видишь, разговариваешь.
— Можно сказать, что семинария, в первую очередь, воспитывает человека, а не даёт ему знания?
О. К.: Здесь учеба и воспитание взаимопроникают друг в друга. Вы сами знаете, что в светских вузах есть учебная и производственная практика. Наша производственная практика — это участие в богослужениях, произнесение проповедей в храме, беседы с обычными людьми и так далее. Прилежный студент светского вуза отдаёт всё своё время только учёбе. Прилежный семинарист же так поступать не будет. Если он, действительно, прилежный семинарист, он обязательно отделит ещё часть времени на свою «производственную» практику.
О. Р.: Есть, конечно, те, кто отдают своё время только получению знаний. Но это будет не совсем правильно с их стороны. Вот и считайте, что это — обучение или воспитание? Нет в этом чёткого разграничения. Всё очень тесно и сложно переплетено. И воспитание, и учёба — это всё части одного целого процесса. Хотя воспитательная составляющая, и правда, занимает очень большое место.
— На протяжении учёбы в семинарии студент сильно меняется?
О. Р.: Да. В плане своего мироощущения. Говорю по личному опыту. А опыт бывает разный. На первом курсе он только приобретается. Чтобы его приобрести, надо переживать душой. Душа не должна быть чёрствой. А чтобы переживать, надо прилагать усилия. На младших курсах я прилагал их больше, нежели сейчас. А на старших курсах уже другой опыт. Так и происходит духовное формирование и совершенствование.
О. К.: Важно отметить следующее. Может быть, у вас сложилось впечатление, что, уходя в семинарию, человек закрывается от мира? Это не так. Наоборот, он для него открывается (для этого и призвано наше учебное заведение), но по-другому. Он переживает избыток новых чувств, ощущает жизнь по-новому. И главная цель будущего пастыря — не оградиться от мира, а преобразить его.
— Грядёт Великая Пасха — самый главный православный праздник. Как он проходит для семинарии и студентов?
О. К.: Для духовной школы Пасха — не только праздник, каковым он является для всех остальных. Это ещё и важная часть жизни нашего учебного заведения. Пасха — это труд. Подготовка к Пасхе начинается задолго и проходит кропотливо: пост, молитва — основные составляющие этого периода. В целом он занимает большую часть второго семестра, а это время, когда активно идёт работа над курсовыми и дипломными работами. В период поста проходит богослужебная практика. Студенты исповедуются и причащаются, что являются важной частью воспитательного процесса. Но проходит это добровольно, никто никого не принуждает. Нам важно, чтобы студенты сами сделали этот шаг — вот лучший показатель результата.
— Все соблюдают пост или есть определённые послабления? Ведь студент — это ученик, а любому ученику нужно правильно питаться.
О. Р.: Конечно, послабления есть. Например, для тех, кто болеет, особенно, если это заболевания желудочного тракта или что-то в этом роде. В отдельные дни разрешается вкушать рыбу — это одно из главных послаблений для всех остальных.
О. К.: Пост — это трудности. А трудности, как известно, надо преодолевать. Ребятам приходится проходить через внутренние ограничения, удаления от увеселений, большее прилежание к учёбе. Пищи становится меньше, а поэтому обостряются человеческие слабости. И уже происходит преодоление самого себя. Пост — это подвиг студента и его приношение Господу.
О. Р.: Всё происходит по мере собственных сил. На какие ограничения студент способен — тем он и ограничивается. Для кого-то это — не вкушать мясо, а для кого-то — не сидеть в социальных сетях и вообще в интернете. Тоже ограничения, согласитесь… А в воскресенье, когда можно подольше поспать, надо вставать на службу — ещё одно преодоление.
Кто не был студентом,
Тому не понять,
Как хочется кушать,
Как хочется спать.
— Пост — часть учебного процесса или больше воспитание личности?
О. К.: Это общее дело — и студента, и преподавателя. Оно сплачивает нас, усиливает чувство братства. Мы с вами до этого говорили об учебной и производственной практике в нашей семинарии. Если богослужения — это производственная практика, то пост — практика учебная. Также мы участвуем в благотворительной акции, которая проходит каждый год в Воронеже (в прошлом году она прошла в сити-парке «Град»). Это изготовление пасхальных сувениров, в котором принимают участие дети, известные люди, представители власти, предприниматели и просто неравнодушные. Сувениры выставляются на продажу, а все вырученные средства 1 июня, в Международный день защиты детей, передаются нуждающимся семьям, сиротам, больным.
— Как проходит сам день Пасхи?
О. К.: Начинается он очень рано. В ночь с субботы на воскресенье мы все — и преподаватели, и студенты — собираемся в храме. Читается на литургии Евангелие на разных языках, и ты понимаешь, что в эту торжественную минуту весь Мир охвачен радостью и общим праздником. В это время приносится в храм благодатный огонь из храма Гроба Господня в Иерусалиме, и души переполняются его теплом и светом.
Происходит внутреннее преображение. Завершается пасхальная ночь праздничной трапезой, во время которой исполняются пасхальные песнопения. Праздник продолжается и в следующие сорок дней, вплоть до Вознесения. На второй день Пасхи семинарию посещает митрополит Воронежский и Лискинский Сергий, каждого студента поздравляет и дарит всем сладкие подарки. А потом, в течение следующей недели (обычно это 3-4 дня), студентам даются своеобразные «каникулы». Ведь до этого они были испытываемы ещё одним самоограничением — выхода в город. И теперь студенты могут отправиться домой и поделиться пасхальной радостью со своими родными. Это тоже своеобразная практика — перенести свои светлые чувства в другие условия, подарить их людям.
На этой светлой ноте мы закончили нашу беседу. На память о встрече отец Константин подарил мне две книги — «Выпускники Воронежской духовной семинарии», подготовленную в прошлом году к 270-летию духовного учебного заведения, и «Труды Воронежской духовной семинарии. Выпуск 7».
Павел ПОНОМАРЁВ
0 комментариев