Преподаватель — профессия особая, не достаточно просто учить студентов, важно, чтобы студенты заразились тягой к знаниям и саморазвитию. Преподаватель факультета экологии и химической технологии Воронежского государственного университета инженерных технологий Лариса Молоканова владеет этим навыком в совершенстве.
В 1994 году Лариса Витальевна закончила университет и начала работать преподавателем, но не в вузе, а в школе.
— Преподавала детям биологию и параллельно, работая в школе, начала заниматься научной деятельностью. Сферой моих интересов были вопросы экологического мониторинга водных объектов в Воронежской области. На первых этапах сотрудничала с естественно-географическим факультетом педуниверситета, а затем продолжила научную работу с профессором ВГУ Хицовой и под ее руководством защитила кандидатскую диссертацию, — вспоминает Лариса МОЛОКАНОВА.
В 2003 году Лариса Витальевна пришла работать на кафедру промышленной экологии в тогда ещё Воронежскую государственную технологическую академию, ныне Воронежский госуниверситет инженерных технологий.
Родители хотели видеть Ларису врачом, но их надеждам не суждено было сбыться.
— На мой выбор в пользу педагогики повлияла подруга, она попросила объяснить ей химию, мне всегда удавалось просто и понятно донести материал. После окончания «урока» подруга сказал: «Какой же ты будущий врач? Ты учитель!» И в шутку добавила аргумент: «Ну вот, представь, будешь ты врачом, все будут приходить, и спрашивать «Кто последний к Молокановой?», а если будешь педагогом, то все будут спрашивать «А где Лариса Витальевна?»
Сейчас Лариса Молоканова, как и все современные преподаватели, совмещает учебную и научную деятельность.
— Я стараюсь соблюдать баланс между этими двумя сферами, но, к сожалению, тяжело качественно выполнять научную и преподавательскую нагрузку одновременно, так как катастрофически не хватает времени. Если раньше получалось выезжать на объекты и отбирать пробы самой, то последнее время я, по большей части, занимаюсь анализом данных.
Ларису Витальевну по-прежнему интересуют вопросы мониторинга окружающей среды, значительная часть её исследований связана с проблемой переработки отходов производств различного профиля.
— Данная проблема является актуальной, так как мы с вами живем в промышленном городе, и отходы оказывают непосредственное влияние на окружающую среду, следовательно, на здоровье и качество нашей с вами жизни, — поясняет преподаватель.
Среди студентов бытует мнение, что Лариса Витальевна круто объясняет свой предмет, но не слишком жалует тех, кто пропускает ее пары.
— В настоящее время технологии все больше и больше проникают в нашу жизнь, огромный поток поступающей информации накладывает свой отпечаток на личность студента, — рассуждает Лариса МОЛОКАНОВА, — на первый план выходит умение вычленить главное, нужное, то, что будет способствовать не только приобретению знаний, но и развитию личности. Требования к выпускникам вузов повышаются из года в год, в приоритете набор надпрофессиональных навыков (способность к инновациям, проектному творчеству и т.п.), который был не актуален раньше. Поэтому современным студентам я могу пожелать быть самими собой и идти к намеченным целям. А ещё, наверное, в любых обстоятельствах оставаться человеком.
Иван КОЛУПАЕВ
Фото из личного архива героини
0 комментариев