23 Ноября, Суббота, 12:46, Воронеж

«Нашему кинопроизводству нужно 10 «Чебурашек», чтобы всё было отлично, а у нас их нет»

13 апреля на лекции «Всё пропало? Что (не) так с русским кино?» воронежцы обсудил состояние российской киноиндустрии с кинокритиком Ильей Клюевым. После лекции Илья ответил на несколько вопросов корреспондентки «P.S.-5 сов».


— Ты говорил, что твоё первое осознанное воспоминание, как ты с мамой в кино смотришь «Звёздные войны» в Липецке. А помнишь ли ты фильм, который впервые оставил сильное впечатление?

— Мне кажется, что я очень сентиментальный человек, то есть я смотрю что-то и меня это легко впечатляет, производит какой-то эффект. Для меня шестилетнего посмотреть «Звездные войны» было вау! Вообще, в детстве был телевизор и видеомагнитофон, и я смотрел все, что было: фильмы про Чужих, «Операцию «Ы» и другие приключения Шурика». Смотрел все, впитывал, и это так или иначе откладывалось. Помню, когда был ещё школьником, я посмотрел кино «Глухой пролет». Картина про глухого диджея, который вел распутную жизнь, а потом потерял слух и научился с помощью вибраций чувствовать музыку. Наверное, это и есть тот фильм, после которого я написал и опубликовал свою первую рецензию.

— Как семья повлияла на твою любовь к кино?

— Моя мама довольно ответственно относилась к тому, что я смотрю. Мы вместе с ней ходили в прокат и выбирали кассеты, фильмы. Сначала я часто смотрел что-то по телевизору и видеомагнитофону, потом на DVD и в какой-то момент начал интересоваться кино и включать что-то большее. Например, я смотрел мультики, а потом узнал, что есть Тарковский. Мне в этот момент было 13 лет. Я спрашивал маму и отца про него, они не были большими экспертами, но всегда мне отвечали. Родители всегда были мои собеседниками, мне это нравилось. А ещё моя мама раньше была учительницей русского языка и литературы, поэтому литературный контекст присутствовал всегда. Родители постоянно поддерживали меня, никогда не говорили, что это какая-то ерунда, и всегда в меня верили. Сейчас они рады, что у меня всё получается.

— Илья, ты больше пяти лет занимаешься организацией киноклубов в Воронеже. Именно ты создал «Кинематограф. Три скамейки», а также приложил руку к организации фестивалей «Beat Weekend» и «Мандельштамфест». Бывало ли такое, что на кинопоказ приходили всего несколько человек?

— Такое случалось много раз, даже было такое, что никто не пришёл. Сидела моя девушка, я и люди, у которых я арендовал помещение, и смотрели вот так, на четверых. Это был фильм «Стрингер», картина довольно массовая, но так получилось. Мне без разницы: придёт один человек — и хорошо, я и с ним буду выстраивать диалог. До сих пор бывало такое, что на показ собрались пять человек, и ничего страшного, посидим, посмотрим и всё обсудим.

— Какие фильмы никогда не попадут на показы твоего киноклуба?

— Мне часто говорят: «Илья, покажи что-то более массовое, что выходит здесь и сейчас. Вот, например, вышел фильм Уэса Андерсона, но мне это не так интересно. Мне не хочется показывать картину, которую и так все посмотрят, мне больше нравится что-то открыть, показать то, что аудитория не видела, а если и видела, то дать ей взглянуть под новой оптикой. Смотреть массовое, «попкорновое» кино лучше не в киноклубе, а на большом экране в зале кинотеатра. Наверное, ещё я никогда не буду показывать совсем экстремальное кино, например, сверхкровавые, сверхжестокие хорроры.

— Почему, на твой взгляд, у части аудитории сложился стереотип, что российский кинематограф не может предложить ничего качественного?

— Так считать – это очень просто. Легко так сказать и быть в этом уверенным. Некая критичность, она модная на самом деле. Мне кажется это работает так, что человек посмотрел один русский фильм, он ему не понравился, и всё, он поставил точку. Теперь этот человек думает, что все фильмы такие. Я же продвигаю такую историю, что просмотр кино — это некая работа: надо искать, надо узнавать. У меня часто такое было, что смотрел фильм, русский даже, он мне не нравился, но я начинал читать рецензии, интервью с автором. И случалось, конечно, не полное «перенастраивание» моего мнения, но происходил диалог, тем самым расширялось мышление. А мне кажется, многие люди этого не хотят. Они хотят хорошо, комфортно, сразу, быстро. Потому что это проще.

— В одном из интервью ты рассказывал, что российское кино больше ориентировано на идеи автора, а не на желания аудитории. Касается ли это фильмов, которые выходят на большом экране?

— Зачастую да. Режиссер, когда создает фильм, исходит из своих представлений. Они, возможно, правильные, и фильм он, возможно, сделает хороший, но режиссер, действительно, может не знать механизмов того, как угодить аудитории. Кто-то специально не хочет этого делать, и это тоже правильно, на мой взгляд. Это достаточно сложный процесс: сохранить себя и «обернуть» так, чтоб всем было приятно. Потому что всем приятно точно не будет. Я вижу режиссёров, которые хорошо понимают, как сделать, чтоб продалось. Они молодцы, они открыли это своим трудом, исследованиями. Другие режиссёры знают, как сделать честное кино от себя, про себя и про нас, но не знают, как это продать. Это вопрос кинообразования, плюс ситуация достаточно изменчивая.

— За последнее время в прокат вышло немало российских картин, получивших рекордные кассовые сборы («Вызов», «Чебурашка», «Холоп 2»). Это частично вернуло интерес аудитории к походам в кинотеатры. Может ли это привести к тому, что кинопрокатчики не станут менять что-то в процессе показа фильмов и при отсутствии громких российских новинок кинотеатры снова ждет упадок?

— Кинотеатры и сейчас в упадке. У них бледнеют проекторы, они хотят их заменить, но санкции мешают, хотят поменять обивку на креслах, но это деньги. Нашему кинопроизводству нужно 10 «Чебурашек», чтобы всё было отлично, а у нас их нет. Кинотеатры «прячут» очень много достойных фильмов.

— Почему, на твой взгляд, так «выстрелил» сериал «Слово пацана»?

— У нас в культуре ещё очень много нераскрытых тем. Если берём голливудское кино, то у них есть фильмы буквально про всё: про разные исторические периоды, важных людей. У нас очень много пустых зон. И когда появляется то, что заполняет эту пустую зону, то это, конечно, «выстреливает». Также некая медийность сыграла роль. И ещё никогда нельзя отменять факт таланта. Одной из причин можно выделить то, что в сериале показана наша фактура. Мне кажется, людям периодически хочется посмотреть в зеркало и через кино взглянуть на свою жизнь.

— В сети некоторое время разгорались споры о том, что после просмотра «Слова пацана» подростки начнут романтизировать жестокость и криминал, хотя посыл сериала был в обратном. На твой взгляд, может ли кино так сильно влиять на сознание людей?

— Мне кажется, те люди, которые продвигают историю, что фильм что-то романтизирует, мыслят слишком просто. Кино – это не учебник. Процесс взаимодействия с кино намного сложнее, чем его представляют. Ты посмотрел, потом обсудил со старшими, младшими, ровесниками, прочитал книгу, на своём опыте что-то перенял. Действительно, возможно произошла некоторая романтизация образа, но это неминуемо, так и работает художественное произведение. Оно работает с образами, этот образ может быть привлекательным или, наоборот, может отталкивать. Подбор актеров, качественный монтаж, музыка – всё это влияет. Далее уже дело зрителя. Он либо настолько «одноклеточный», что смотрит фильм про маньяка и бежит «маньячить», либо он более «сложный» и понимает, что подтекст глубже, история сложнее. Поэтому я уверен, что бояться этого не надо.

— Каким ты видишь будущее российского кинопроката?

— Достаточно сложным. Я сейчас общаюсь с продюсерами, они говорят, что это замкнутый круг. Ты вкладываешь деньги, потом не знаешь, как это продать, кинотеатры тоже не хотят рисковать, не хотят брать. Кинотеатры «идут по накатанной» и пускают в прокат хорроры, комедии, потому что знают, что на это люди так или иначе придут. А вот как продвигать драмы, как работать с нестандартным по жанру кино, которого в России достаточно много? Надо перестраиваться. Надо повернуться к людям лицом, начать представлять фильмы, рассказывать о них, показывать аудитории, что фильм, режиссёр и зритель – единое целое. У меня есть достаточно резкое мнение, что скоро для хорошего кино кинотеатры станут неважным элементом проката, а вот киноклубы – важным. Прокат, во-первых, бюрократически сложная история, во-вторых, в денежном плане сложная история. Это всё, по моему мнению, нужно упростить. Кинотеатрам надо учитывать, что надобность в них как в единственном источнике кино отпала.

Светлана КУЗЬМИНА
Фото автора

0 комментариев