25 Ноября, Понедельник, 00:12, Воронеж

В книжном доме на Пушкинской рассказали про кино

30 сентября группа Вконтакте «Амиталь на Пушкинской» провела трансляцию, на которой журналист и кинокритик Николай Никулин рассказал о том, как кинематограф заслужил место в пантеоне великих искусств.



Кинокритик, журналист и телеведущий Николай Никулин — еще и писатель. Недавно вышла его философски-психологическая книга «Пока Фрейд спал», посвященная человеческим порокам. А книга «От братьев Люмьер до голливудских блокбастеров. Главное в истории кинематографа» непосредственно связана с деятельностью автора.

Кинематограф — самое молодое искусство, которое возникло в конце 19 века благодаря Эдисону и братьям Люмьер, которые в разных частях света создали движущуюся картинку. Сейчас до сих пор идут споры о том, кто был раньше — Америка или Франция?

Как менялась литература, изобретая новые формы изображения реальность (декадентство, модернизм, постмодернизм), так и применял новые приемы кинематограф. В начале 20 века произошло становление новых авангардистских течения, после двух войн случился своеобразный кризис, во время которого человечество словно осмысляло произошедшее и задавалось вопросом: «Можно ли вообще заниматься культурой и искусством после освенцима?», многое изменила эпоха хиппи в 60-ег оды… И так далее. Кинематограф, безусловно, эволюционировал идеологически, но для чего же он изначально создавался?

Из лекции у зрителей была возможность узнать, что кино зародилось благодаря Эдисону и братьям Люмьер. «Кто был раньше до сих пор спорят Америка и Франция. Но, разумеется, интеллектуалы, которые предпочитают все французское, в том числе променад и говорить «en général», стоят на позиции, что это были братья Люмьер», — рассказывает писатель. Изначально кино, по большому счету, было коммерческой игрушкой. Сейчас популярны аттракционы «7D кино» — так называемый кинематограф будущего. В них происходит полное погружение зрителя в реальность с помощью разных инструментов в зале. Благодаря «Аватару» «3D» стал художественным элементом. Но пока в фильмах «7D» нет сюжетов, это просто развлечение, «как сахарная вата в парке». Так задумывалось изначально и кино. Первая картина «Прибытие поезда», во время которой люди разбежались от страха, тоже бессюжетна.



По словам Аристотеля искусство всегда воздействует на человека. Через страдание и очищение в трагедии или через смех в комедии. Изначально у кино не было назначения, как у искусства. Его цель — развлечение. Если Гофман говорил о том, что «существуют две части людей — музыканты (люди прекрасного) и остальные (филистеры)», то кино изначально было не для музыкантов. Но у кинематографа был потенциал.

История любого искусства начинается с изображения мамонта в пещере. Если руководствоваться этим высказыванием, то можно предположить, что когда Архимед отбил римский флот с помощью системы зеркал, направляя свет на белую тряпку — это было первым кино. Сейчас свет проектора, падающий на белый экран, создает новую вымышленную реальность, которая соревнуется с обыденностью. Искусство имеет высокое духовное назначение, если соревнуется с реальностью. Как говорил Платон: «Есть мир настоящий, материальный, реальный. И мир духовный, мир идей».

Изначально кино было немым. Чарли Чаплин был против звука, так как считал, что кинематограф — это искусство пантомимы и психологического жеста, а звук разрушит этот язык. В действительности звук добавил драматургии, но также стал манипулировать нашими эмоциями. Тарковский, например, сознательно уходил от этого средства манипуляции, оставляя зрителя наедине с произведением искусства, чтобы он мог ответить на извечные вопросы бытия.

Существует мнение, что кинокритик — это неудавшийся режиссер. Или что литературный критик Белинский завидовал Пушкину или Гоголю. На самом, деле, критик нужен. Он пытается проникнуть в основу основ и перевести произведение искусства на более простой язык, «как футбольный комментатор». Почему же этого не может сделать сам творец? Потому что у него другой язык, язык искусства. Все уже сказано в готовом продукте Если бы у Малевича спросили: «Что означает ваш черный квадрат?», он бы просто показал на него.

«Про что роман «Анна Каренина»?», — спросили у Толстого.
«Чтобы ответить на этот вопрос, нужно написать еще одну Анну Каренину», — ответил автор.

Существует такое французское выражение: «Человек — есть стиль».
Режиссерское «я» очень важно. Если вспомнить фильмы Хичкока, то нельзя сказать, что это просто остросюжетные триллеры, не просто фильмы ужасов. Это именно фильмы Хичкока, в которых везде прослеживается его авторское я. Так Сальвадор Дали — это нечто большее, чем просто сюрреализм. Можно прийти к выводу о том, что «нет понятия жанра, есть отдельно взятый художник — автор». Литература всегда была основана на авторстве, а к кинематографу долгое время так не подходили.

Сейчас язык кинематографа все более усложняется, в нем происходят эксперименты. В европейском кино, которое часто любят называть «арт-хаусом», любят использовать ручную камеру, натуральный свет и звук, прием «здесь и сейчас» для полного погружения в психологию героев. Голливуд не уступает и продолжает «лакировать каждый кадр действительности».

Зрители узнали интересную историю писательницы Айн Рэнд, которая очень любила Голливуд и стремилась туда попасть, так как считала, что там все устроено по принципу «Разумного эгоизма». Писательница, создавшая роман «Атлант расправил плечи», считала, что в Голливуде все устроено так, чтобы каждый работал на собственное благо, не заботясь о других. Но в реальности все оказалось совсем наоборот. Да, режиссеры зарабатывали деньги, но только благодаря удовлетворению потребностей большинства. Режиссер не может создать фильм лично для себя, иначе его могут не понять и кино не соберет кассу. В те времена американское киноискусство прославляло общественную мораль, следовательно, ничего связанного с эгоизмом в прокат попасть не могло. Голливуд разочаровал Айн Рэнд, но она произвела впечатление на режиссера Сессила Демилля. Идеи Айн Рэнд на столько его увлекли, что позже была произведена попытка снять фильм, по сценарию о «разумном эгоизме», но к сожалению проект не дожил до выхода на большие экраны. Было решено прекратить работу над фильмом, так как он не соответствовал основным идеям того времени о всеобщем альтруизме. Например, в современном обществе в кинематографии имеет место освещение таких движений как «me too» «black lives matter», а так же феминистское теории. Николай Никулин отмечает, что в литературе освещение этих тем не так популярно. «Человек смотрящий заменил человека читающего», — делится Николай.

Алина ВОЛОЖЕВСКАЯ поделилась с корреспондентами «P.S. — 5 сов» своим мнением о прошедшей лекции:

— Мне было очень интересно послушать, что скажет Николай, потому что это все было подано в такой одновременно научной и ироничной форме. Я собираюсь поступать в следующем году на режиссера, поэтому мне очень понравился стиль подачи информации. Так гораздо лучше запоминаются все исторические детали.

Анастасия РУДЕНКО
Анастасия ПАЛЬЧИКОВА
Фотографии взяты из группы Амиталь Вконтакте

0 комментариев