Любому, кто болеет душой за творчество Нила БЛОМКАМПА, было очевидно: ему после удивительного «Района 9» и посредственного «Элизиума» очень нужно, чтобы новый «Чаппи» получился хорошим.
К новому фильму Бломкаппа действительно были прикованы взгляды, многие питали большие надежды насчёт «Чаппи». Все дело в том, что Нил Бломкамп среди современных молодых режиссёров показал себя уже в «Районе 9» одним из самых современных и интересных. Он один из первых (или вообще первый) понял, что в боевике можно и нужно использовать многолетний опыт компьютерных игр, и что в этом нет ничего постыдного. Именно поэтому многие кадры его фильмов («Чаппи» не исключение) выглядят, как ролик к очередной игре серии «Call of Duty”. В своём полнометражном дебюте он всем напомнил, что большой креветкообразный робот, который стреляет, — это круто. А «Элизиум», если отбросить всю его сентиментальную мишуру, – это вообще одна большая ода экзоскелету, который, кажется, до Бломкампа вовсе на экране не появлялся.
Безусловно, весь нынешний успех молодому выходцу из Южной Африки принёс его дебютный «Район 9», где режиссёр выстроил идеальный баланс. Первая половина — это язвительная, провокационная социальная сатира, исполненная в ещё актуальном и оригинальном тогда псевдодокументальном стиле. Вторая – это жёсткий, контактный и очень стильный боевик с богатой милитаристикой и роботом.
Уже тогда Бломкамп заявил, что ему интересно строить весь свой бодрый экшн на фоне особых, сверхнапряженных состояний общества, и заодно разбираться в этих состояниях. В пресловутом «Районе 9» это состояние неудобного соседства с неприятными пришельцами. В «Элизиуме» речь о состоянии борьбы по-земному бедных низов с космически богатыми верхами. Правда во втором фильме у Бломкампа произошёл сбой в манере, который расстроил тогда многих. «Эллизиум» был про то, как уровень жизни на Земле опустился ниже плинтуса; большая часть населения, обедневшего и одичалого, доживает свой век в пыльных трущобах, в то время как богатая элита, построив райскую орбитальную станцию, поселилась там. Парадокс в том, что режиссёру, придумавшему это, от чего-то было не интересно, кто и как построил эту станцию, кто и как там живёт, как человечество дошло до такого и т. п. Судя по тому, что вышло в итоге, его больше увлекали разные виды бронированных экзоскелетов и то, что в его фильме Шарлто Копли превращается в кибер-ниндзя. Отменный баланс был утерян, и, как справедливо кое-кто отметил, в «Элизиуме» Бломкампу-режиссеру заметно уступает Бломкамп-сценарист.
Странная штука, которая произошла с его робо-боевиком «Чаппи» заключается в том, что он не стал новым и оригинальным в качестве третьего полнометражного фильма Нила Бломкампа так же, как не стал новым словом в жанре фильмов про роботов. «Чаппи» поставлен и снят так, словно до этого режиссёр не снял ни одного фильма. Кроме того, он работает со своей тематикой и проблематикой так, словно до этого не сняли ни одного фильма про роботов. Дело в том, что, суммируя впечатления от фильмографии Бломкампа, складывается впечатление, что он осмысливает мир и общество крайне плоско и примитивно. В его мирах, которые он раз от раза создаёт, общество состоит исключительно из всемогущей злой корпорации (зачастую с выраженным матриархатом), вооружённых африканцев-люмпенов и главного героя, склоняющегося то к одной, то к другой стороне. Правда, в «Районе 9» эту условность оправдывало множество деталей и контекст, которые делали этот мир живым и убедительным. «Чаппи» же построен из мутных сценарных ходов, где любой герой легко и без препятствий попадает на самые закрытые территории, а главные сюжетные повороты происходят после того, как один из героев пару минут посидит перед компьютером. Всё это ещё разбавляется якобы идейными вставками о происхождении жестокости и насилия, об отношениях создателя и созданного и т. д. Правда, идейная мешанина «Чаппи» создана будто без осознания того, что было уже множество фильмов с робо-проблематикой от «Робокопа», «Терминатора», «Двухсотлетнего человека» и до «Я робот», которые брали и работали только с одной темой. «Чаппи» же собирает в охапку искусственный интеллект, воспитание детей, переселение душ, смертность тела и пытается со всем этим разобраться, постоянно спотыкаясь и нарываясь на банальные клише, в то время как его мир состоит только из злых корпораций и африканцев-бандитов.
Илья КЛЮЕВ
К новому фильму Бломкаппа действительно были прикованы взгляды, многие питали большие надежды насчёт «Чаппи». Все дело в том, что Нил Бломкамп среди современных молодых режиссёров показал себя уже в «Районе 9» одним из самых современных и интересных. Он один из первых (или вообще первый) понял, что в боевике можно и нужно использовать многолетний опыт компьютерных игр, и что в этом нет ничего постыдного. Именно поэтому многие кадры его фильмов («Чаппи» не исключение) выглядят, как ролик к очередной игре серии «Call of Duty”. В своём полнометражном дебюте он всем напомнил, что большой креветкообразный робот, который стреляет, — это круто. А «Элизиум», если отбросить всю его сентиментальную мишуру, – это вообще одна большая ода экзоскелету, который, кажется, до Бломкампа вовсе на экране не появлялся.
Безусловно, весь нынешний успех молодому выходцу из Южной Африки принёс его дебютный «Район 9», где режиссёр выстроил идеальный баланс. Первая половина — это язвительная, провокационная социальная сатира, исполненная в ещё актуальном и оригинальном тогда псевдодокументальном стиле. Вторая – это жёсткий, контактный и очень стильный боевик с богатой милитаристикой и роботом.
Уже тогда Бломкамп заявил, что ему интересно строить весь свой бодрый экшн на фоне особых, сверхнапряженных состояний общества, и заодно разбираться в этих состояниях. В пресловутом «Районе 9» это состояние неудобного соседства с неприятными пришельцами. В «Элизиуме» речь о состоянии борьбы по-земному бедных низов с космически богатыми верхами. Правда во втором фильме у Бломкампа произошёл сбой в манере, который расстроил тогда многих. «Эллизиум» был про то, как уровень жизни на Земле опустился ниже плинтуса; большая часть населения, обедневшего и одичалого, доживает свой век в пыльных трущобах, в то время как богатая элита, построив райскую орбитальную станцию, поселилась там. Парадокс в том, что режиссёру, придумавшему это, от чего-то было не интересно, кто и как построил эту станцию, кто и как там живёт, как человечество дошло до такого и т. п. Судя по тому, что вышло в итоге, его больше увлекали разные виды бронированных экзоскелетов и то, что в его фильме Шарлто Копли превращается в кибер-ниндзя. Отменный баланс был утерян, и, как справедливо кое-кто отметил, в «Элизиуме» Бломкампу-режиссеру заметно уступает Бломкамп-сценарист.
Странная штука, которая произошла с его робо-боевиком «Чаппи» заключается в том, что он не стал новым и оригинальным в качестве третьего полнометражного фильма Нила Бломкампа так же, как не стал новым словом в жанре фильмов про роботов. «Чаппи» поставлен и снят так, словно до этого режиссёр не снял ни одного фильма. Кроме того, он работает со своей тематикой и проблематикой так, словно до этого не сняли ни одного фильма про роботов. Дело в том, что, суммируя впечатления от фильмографии Бломкампа, складывается впечатление, что он осмысливает мир и общество крайне плоско и примитивно. В его мирах, которые он раз от раза создаёт, общество состоит исключительно из всемогущей злой корпорации (зачастую с выраженным матриархатом), вооружённых африканцев-люмпенов и главного героя, склоняющегося то к одной, то к другой стороне. Правда, в «Районе 9» эту условность оправдывало множество деталей и контекст, которые делали этот мир живым и убедительным. «Чаппи» же построен из мутных сценарных ходов, где любой герой легко и без препятствий попадает на самые закрытые территории, а главные сюжетные повороты происходят после того, как один из героев пару минут посидит перед компьютером. Всё это ещё разбавляется якобы идейными вставками о происхождении жестокости и насилия, об отношениях создателя и созданного и т. д. Правда, идейная мешанина «Чаппи» создана будто без осознания того, что было уже множество фильмов с робо-проблематикой от «Робокопа», «Терминатора», «Двухсотлетнего человека» и до «Я робот», которые брали и работали только с одной темой. «Чаппи» же собирает в охапку искусственный интеллект, воспитание детей, переселение душ, смертность тела и пытается со всем этим разобраться, постоянно спотыкаясь и нарываясь на банальные клише, в то время как его мир состоит только из злых корпораций и африканцев-бандитов.
Илья КЛЮЕВ
0 комментариев