Два слова, сочетание которых противоречит человеческой природе, самой сути существования человечества. Не могут рядом стоять слова «детство» и «война», потому что там, где война, детство заканчивается.
Я знаю об этом из рассказов своего прадеда Александра Нестеровича Грека, который Великую Отечественную войну встретил подростком, но в одночасье стал взрослым. Вместо игрушек, книжек и прочих детских забав он с десятком таких же ребятишек рыл окопы, собирал гильзы, прятался от мин, зажигательных бомб, которые сбрасывали на них «проклятые фашисты». Даже самые маленькие дети научились понимать, кто такие враги, и как себя нужно с ними вести.
Однажды мы с прадедом заговорили о детских отчаянных и, может быть, не до конца обдуманных поступках. Тогда он рассказал мне историю, которую впоследствии я неоднократно вспоминала и еще не раз вспомню. Это было в январе 1943 года. Дед и его сверстники шли к соседке за молоком. Не дойдя до дома женщины, они наткнулись на фрицев. Те схватили беззащитных ребят и забрали с собой.
Мой прадедушка смутно помнил те жуткие тринадцать дней, которые они провели в плену у фашистов. Единственное, что он помнил отчётливо, как им в руки немцы дали автоматы и волоком потащили к той женщине… Враги поставили их перед её домом и заставили дедушку выносить всю живность. Они не знали, что смекалка у русских детей работает уже в детстве. Дедушка полез в сарай, нашёл там куриные яйца и начал кидать в фашистов. А его друзья стреляли им по рукам и ногам, почему-то боясь убить. Потом ещё соседские женщины, по доброте душевной, лечили их до прихода наших солдат. Что случилось с ними дальше, дети так и не узнали…
Эта история, может быть, не такая значительная, но я видела, с какой гордостью рассказывал мне её дед. Ещё будучи детьми, он и его товарищи понимали, что перед ними враг, цель которого — грабить, убивать. И они со всей озлобленностью, яростью хотели хоть как-то помочь взрослым, внести свою лепту, пусть и небольшую, в борьбу с этим врагом.
Лолита СТРЕЛЬНИКОВА
Фото автора
0 комментариев