Поехать на летнюю школу «Русского репортёра» мечтают многие студенты-журналисты. Но удаётся это далеко не всем. Четверокурсницы журфака ВГУ и по совместительству шеф-редакторы «P.S.-5 Сов» Дарья Васильева и Анна Гребёнкина справились с «границей» и на две недели, с 19 июля по 3 августа, окунулись в ни с чём несравнимую русско-репортёрскую атмосферу.
Чтобы поехать на летнюю школу «Русского репортера» нужно пройти два отборочных этапа. Первый: оформление заявки. На самом деле, это формальность, с помощью которой проверяют людей на наличие адекватности. Как ни странно, мы с Аней преодолели этот этап. Второй: написание репортажа на заданную тему.
В этом году темой стала «Граница», во всех пониманиях этого слова. Сколько слез было пролито, сколько идей исчерпано, сколько кофе выпито во время написания историй, страшно вспомнить.
И вот спустя месяц на почту пришло заветное письмо: «Вы приняты на ЛШ». Мечта осуществилась.
Добро пожаловать
Собирать вещи, конечно же, стали заранее. Хотя летняя школа — это благотворительный проект, денег было израсходовано немало. Палатки, спальники, надувные матрасы, резиновые сапоги и теплые свитера, которые пришлось докупать в поездку, стоят немало. Что уж говорить о предметах гигиены, ноутбуках и прочих гаджетах… В итоге мы взяли два огромных рюкзака, доверху наполненных «самым необходимым», которые в общей сумме весили около сорока килограмм.
Приехали в Москву в районе шести-семи утра и сразу же отправились в метро. Для нас, девчонок из провинции, было странным видеть дикие взгляды москвичей и слышать фразочки из серии «понаехали тут». Перебирались мы с трудом: от лавочки к лавочке (рюкзаки были неподъемными).
Добирались до летней школы на общем автобусе. Внимательно всматривались в лица летнешкольников, с которыми нам предстояло жить две недели палатка к палатке. К слову о палатке, поставить ее самим нам так и не удалось. Мы, взрослые и самостоятельные, начали дергать ее за края, засовывать дуги в землю… Наши старания никто не оценил. Более того, пришлось ставить заново, потому что наш вариант установки с грохотом провалился. В прямом и переносном смыслах этого слова.
Как только приехали, нас повели кормить. Анька потащила с собой привезенную посуду, которую в тот же день потеряла в горе других. Мне повезло, достать свои «кухонные» принадлежности я так и не смогла, потому что они лежали в недрах рюкзака.
После долгожданного поедания лесной пищи нам провели квест «Знакомство с лагерем». Мы узнали, что на ЛШ постоянно дежурит машина скорой помощи, а так же познакомились с другими мастерскими (их оказалось немало).
Выживание
Мы с Аней довольно долго привыкали к лесным условиям. Где нормальный душ? Где мягкая кровать с одеялом? И почему приходится постоянно прятаться от дождя? И кто вообще все эти люди? Наша хорошая знакомая Алина даже придумала фразу: «Летняя школа – это когда ты моешься в дожде, умываешься росой и сушишь волосы ветром». Актуально.
Так как мы приехали учиться, нас сразу же загрузили лекциями и семинарами, а так же дали на выбор несколько проектов, которые к окончанию летней школы надо было защитить.
Чтобы написать репортаж, который от нас требовали, необходимо было выбираться из лагеря в близлежащие города. Надо же где-то искать героев. Это были Кимры (Тверская область) и Дубна (Московская область). До дороги от лагеря нужно было идти минут 30 (лагерь то располагался в лесу). Поначалу было тяжело, потом привыкли.
Добирались мы из города в город автостопом. Признаюсь, сначала мы считали машины на которых ездили. Дошли до двух десятков и перестали. Слишком много, всего не упомнишь. Как-то нас подвозил охотник, как-то миловидная девушка Настя, директор конного клуба, как-то дружелюбная молодая семья, с которой мы подружились и до сих пор общаемся. Они кстати отвезли нас в Дубну на День города, где мы посмотрели на очень чудный салют, а потом даже звали к себе на дачу. Как-то мы ехали даже в фуре, а как-то под огромным завалом каких-то строительных материалов в полуразвалившейся четверке.
К завершению ЛШ мы настолько сильно привыкли к таким условиям, что в жарком пыльном Воронеже невольно стали думать: «А где это все?»
Учёба
Скажу честно, на летней школе, чтобы как-то себя проявить, надо пахать и вкалывать. Вечные поиски героев, бессонные ночи за написанием материалов, интервью, семинары и лекции. Чтобы поехать просто отдохнуть, надо выбирать обычную турбазу. Здесь это не прокатывает. Да и какой смысл проходить столько отборочных туров, тратить столько сил и энергии, чтобы потом благополучно ничего не делать.
Лекции на ЛШ, как правило, делятся на два типа: золотая и обыкновенная. Золотая – это особая лекция, которую ведет какой-то известный человек. Например, Дмитрий Соколов-Митрич или Василий Уткин. На нее можно прийти всем без исключения.
Обыкновенная лекция – это лекция исключительно для твоей мастерской. Они более узкой направленности, если так можно сказать, специализированные.
Вот и приходилось всё время выбирать, куда пойти: на золотую или обыкновенную. Каждая из лекций была по-своему интересной. Например, Юлия Гутова («Русский Репортер») рассказывала, как можно разговорить собеседника, а так же о типах реальностей, в которых оказывается человек. Андрей Лошак («Такие дела») показывал нам свой фильм «Путешествие из Петербурга в Москву», где упор делался на обсуждении суровых жизненных реалий. Григорий Тарасевич (главный редактор журнала «Кот Шрёдингера») рассказывал о принципах профессионального журналиста. А Виталий Лейбин (главный редактор журнала «Русский Репортер») даже читал нам свои стихи в неформальной обстановке.
Общение
Если ты не общаешься ни с кем на ЛШ, значит, ты не выходишь из палатки. Совсем. Например, раннее утро. Я жутко хочу спать, медленно, как зомби, перебираюсь из палатки в курилку на берегу. Еле продираю глаза, чтобы не оступиться и сесть на деревянную лавочку. А там уже сидит 3-4 урбаниста, которые обсуждают какие-то проблемы или просто говорят о жизни. Вольно-невольно тоже подключаешься к диалогу. Или бредешь ты по лагерю совершенно повесив нос, а на встречу тебе идут люди, абсолютно незнакомые, и обязательно спросят, что у тебя случилось. А если начнешь с ними разговаривать, то обязательно пригласят к себе в мастерскую и напоют горячим чаем.
А иногда нам приходилось дежурить в лагере. На второй день нашего дежурства меня отправили на КПП. За десять минут моего пребывания там собралось пять человек из разных мастерских, которые поднимали мне настроение и вели задушевные беседы.
Очень круто было встретить столько людей, чьи мнение и позиция тебе интересны. Тем более люди на ЛШ собрались самые разные: начиная от школьников-медиков, заканчивая взрослыми дядечками-физиками. Но есть у них у всех и что-то общее… стремление к безграничности.
Дарья ВАСИЛЬЕВА
Фото из архива мастерской репортажной журналистики
0 комментариев