23 Ноября, Суббота, 13:15, Воронеж

Поехали! Нам с вами по пути: как корреспондент «P.S. – 5 сов» попался в ловушку мошенникам

Билеты пришлось брать срочно. Но, как назло, все места были забронированы или раскуплены. На ближайшие числа ничего не осталось. И тут мне в голову пришла идея: а что если уехать на BlaBlaCar? Мои друзья часто им пользуются. Скачала приложение. Ввела данные. Дальше началось самое интересное… Корреспондент студенческого портала «P.S. – 5 сов» попалась в ловушку мошенника на сайте BlaBlaСar. А как это было? С чем можно столкнуться? А главное – как не попасться в сети злоумышленника?


Как все начиналось?

11 октября. Утро. Новость: «Всем студентам ВГУ сообщили, что университет с 13 октября переходит на дистанционное обучение на неопределенное время». Радоваться или расстраиваться – не понимала. Но решила, что нужно куда-нибудь съездить. Ведь учиться теперь можно откуда угодно. Нужен лишь только высокоскоростной интернет. Барабанная дробь. Мой жребий пал на Ростов.

– Обрадую близких людей своим неожиданным приездом. Еще и попаду на день рождения возлюбленного, — подумала я.


Может, в WhatsApp?

Как уже говорила выше, решила уехать на BlaBlaCar. Мои друзья часто им пользуются, никаких проблем никогда не было. Скачала приложение. Указала откуда и куда мне нужно, выбрала дату и приблизительное время. Сразу нашлись водители, которым было по пути. Выбрала несколько удобных вариантов и кинула запрос на поездку. Минут через пять один из водителей ответил и попросил написать ему в WhatsApp. Наш диалог продолжился именно там.

– Есть ли у вас багаж? Где и во сколько вам будет удобно встретиться? – водитель задавал резонные вопросы.

Наступил момент оплаты. Водитель скинул сайт, там было написано все о поездке. Требовалось только ввести данные карты, чтобы, как и на любом сайте для онлайн-шопинга, списались деньги.

«Проверьте смс! Может, не заметили?»

Я часто расплачиваюсь в онлайне – пока проблем не было. Без задней мысли вводила номер карты, срок действия и код CVV. На этом этапе обычно приходит сообщение от номера 900 или от Сбербанка с кодом для подтверждения оплаты. Прошло 5 минут… Сижу, жду. Никакого кода нет. Странно. Всегда же приходит моментально. Меня начало это смущать. Тут же написал водитель и спросил, оплатила ли я?

-Нет,- сказала я.- Код никак не приходит, поэтому оплата не проводится.

По его словам, он узнал в службе поддержки, что у сайта произошла ошибка в транзакции и нужно попробовать заново. Я пользовалась сервисом впервые. Поэтому на моей наивности и сыграл мошенник. Я вводила данные. Пробовала все снова и снова. Писала в поддержку. Только раз в три попытки приходил код, который я вводила. Все это время мошенник писал мне и настаивал совершить оплату, предлагая попробовать перевести деньги с другой карты.

Наш диалог состоял из манипуляций.

-Получилось?- спрашивал водитель.

-Нет, не приходит код, — отвечала я.

-Почему?

-Нет кода подтверждения – уже нервно говорила я.

-Я же говорю! Если не получается на эту карту, попробуйте на другую! Получилось?

-Нет!

— Ждите. Проверьте смс! Может, не заметили? Я же объясняю вам, девушка!

«Вы главное верните свои деньги»

Кого я ждать должна? Не поняла и сослалась на опечатку. Мозг уже отключился. На меня просто давили и не давали подумать. Иногда, конечно, мелькали мысли: откуда он может знать, что у меня есть вторая карта? Может, ее и нет вовсе…

Эта поездка была очень важна для меня, а времени было все меньше и меньше. 40 минут были потрачены впустую. Измученная я предложила водителю оплатить поездку наличкой при встрече. На что ответ был таков: к сожалению, работаю только через сайт – это его гарантия, что я поеду.

Я решила зайти в Сбербанк и увидела, что только что списались 2800 рублей. К слову, билет стоил 980. Теперь я все поняла. И как он «работает» тоже стало ясно. Билета на руках у меня не было, а сайт мошенника по-прежнему «держал» меня на странице оплаты…

Я написала об этом «попутчику».

— Вы главное верните свои деньги,- сказал он мне и перестал выходить на связь.

Я выдохнула. Поняла, что не стоит сейчас паниковать, иначе останусь у разбитого корыта ни с чем. Урвала последнее место в автобусе на 12 октября на 3:30. Мне не очень хотелось на нем ехать изначально. Теперь жалела, что сразу не взяла билет.

После пошла в полицию, заявить о мошенничестве и попытаться вернуть деньги. Написала письмо в BlaBlaCar. Позвонила по пути по номеру 900 в Сбербанк. Прогоняя в голове все моменты, я не могла понять, как все произошло. Нужно сказать, что я очень бдительный человек, люблю смотреть «Аферисты в сетях» с Еленой-Кристиной Лебедь. Но в этот раз все было как будто не со мной...


Разбор полетов

Что ответили в Сбербанке? Сотрудники горячей линии Сбербанка сказали мне, что с их стороны было все законно. Я сама ввела данные карты и код подтверждения. Единственное, с чем они мне помогли – заблокировали карту, чтобы мошенник не мог производить списания дальше. Также рекомендовали обратиться в полицию.

Что сказали в полиции? В полиции я предоставила все возможные данные. У меня был номер телефона и номер машины, скрины переписки и выписка из Сбербанка с переводом. Заявление приняли. Позже я узнала, что такое часто происходит и мошенники остаются безнаказанными. Деньги, полученные от жертв, они легко переводят на другие счета и просто скрываются. Обычная схема: перевод «другу».

Что сделал BlaBlaCar? Сотрудники BlaBlaCar оперативно рассмотрели мое письмо. Деньги вернуть никак было нельзя, так как оплата произошла не через официальный сайт. Они заблокировали водителя и готовы были предоставить все необходимое правоохранительным органам. Также дали несколько правил безопасных поездок, которые вы можете увидеть ниже.



Кстати, в Ростов-на-Дону я все же приехала. Но эта поездка явно запомнится мне надолго.

Светлана СЕМЕНОВА
Фото автора

0 комментариев