17 — 19 октября воронежских книголюбов всколыхнул семейный литературный фестиваль «Сила слова». Акция была организована нефтегазохимической компанией «Сибур» в рамках программы «Формула хороших дел». В Воронеж фестиваль приехал второй раз. В этом году он занял две локации: магазин «Амиталь-на-Пушкинской» и Центр Креативных индустрий «Матрëшка». В программе — встречи с любимыми авторами, увлекательные мастер-классы и многое другое. О том, как воронежцы отдохнули на литературном фестивале, расскажет корреспондент «P. S. — 5 сов».
Открыла фестиваль встреча с писателем и журналистом Денисом ДРАГУНСКИМ в конференц-холле на втором этаже «Амиталь-на-Пушкинской». За несколько минут до встречи все места были заняты. Воронежцам не терпелось увидеть прототип главного героя «Денискиных рассказов». Однако писатель сразу предупредил, что сегодня речь пойдет о тонком искусстве новеллы, а про творчество его знаменитого отца, Виктора Драгунского, читатели услышат на других встречах в рамках фестиваля «Сила слова».
Денис Драгунский прочитал несколько своих новелл, удостоившись громких аплодисментов.
— Я стараюсь писать рассказы длиной на страничку, не больше, — поделился писатель. — Это мой принцип.
Продолжился фестиваль в Центре Креативных Индустрий «Матрëшка». На первом этаже здания расположилась книжная ярмарка независимых издательств. Здесь можно было подобрать произведение на любой, даже самый избирательный вкус: красочные сказки для детей, фэнтези-романы в необычном сеттинге (совокупность места, времени и условий, в которых происходит действие), литература для геймеров, биографии кинодеятелей и многое другое. Появились на стендах редкие экземпляры, которые не купишь в обычном книжном. Продавались и мелкие сувениры. Среди привычных значков, открыток и глиняных фигурок ярко выделялись предметы для настольной ролевой игры «Dungeons & Dragons» («Подземелья и Драконы»): узорчатые блокноты для гейм-мастеров (ведущих партии в «D&D»), разноцветные игральные кубики с нестандартным количеством сторон.
— Здравствуйте! А это снова я! — весело поприветствовала продавца пожилая покупательница Татьяна. В её руках — плотно набитый пакет с книгами. Их острые уголки опасно впились в тонкий полиэтилен, норовя порвать его.
Те, у кого возникали проблемы с оплатой переводом, просили продавца отложить книгу, а сами бежали на улицу — ловить интернет. Писатели вместе с работниками издательств и волонтёрами стояли у стендов, помогая посетителям ярмарки определиться с выбором. Литературный обозреватель Елена ЧЕРНЫШËВА порекомендовала гостям фестиваля заранее решить, книги какого жанра их интересуют, и составить приблизительный список покупок, чтобы избежать незапланированных приобретений.

Люди шли плотным потоком, буквально опустошая прилавки. Чтобы предотвратить давку и возникновение беспорядка, волонтёры в характерных белых толстовках направляли посетителей. Они с готовностью объясняли, как пройти в лекционный зал, где можно оставить верхнюю одежду. Вера, студентка Губернского педагогического колледжа, рассказала, что работает волонтёром уже год и с удовольствием отозвалась на заявку организаторов фестиваля «Сила слова».
— Радует, что приходит много детей. И они не просто сидят в сторонке, а участвуют в конкурсах, играх, мастер-классах, — поведала девушка, приклеивая на окно рисунок маленького гостя фестиваля.

Суматоха в коридорах не стихала ни на секунду. Гости фестиваля спешили, стараясь успеть и книгу купить, и на встрече с писателем побывать, и увлекательные мастер-классы посетить. Их в «Матрёшке» проводили на втором этаже — здесь было уже не так людно. Малыши рисовали комиксы, придумывали мифических существ. Для их родителей организаторы фестиваля тоже подготовили мастер-классы. Например, писатель Евгений КОЛДАЕВ предложил несколько идей для создания увлекательной сюжетной игры.
Первым автором, выступившим в стенах «Матрёшки» стала детская писательница Юлия КУЗНЕЦОВА. Она представила несколько своих самых популярных книг. Кузнецова рассказала, что все её произведения объединяет семейное тепло — ведь именно дети, двое сыновей и дочь, вдохновили Юлию встать на писательский путь. Отдельно автор остановилась на истории «Коля рисует». Писательница попросила аудиторию обратить внимание на оформление книги.
— С этими иллюстрациями связана милая история, — Кузнецова добродушно улыбнулась и бросила взгляд на фотографию сына, высвеченную на экране проектора. — художница Инна ПАПОРОТНАЯ предложила включить в эту книгу рисунки самого Коли. Мы сняли их со стены и отправили Инне. Получился интересный эффект. Дети видят рисунки своего сверстника и чувствуют себя спокойнее. Дети понимают, что их рисунки важны родителям. В этой книге много семейного единства, когда мама поддерживает буквально каждый шаг ребенка, который берется за кисточку.
Особенно Юлия Кузнецова отметила, как важно родителю показывать детям своим личным примером, что чтение — это интересно. Ведь если мама и папа только для вида изредка берут в руки толстый томик Достоевского, откуда у ребёнка возьмётся любовь к книгам?
К часу, когда должен была состояться вторая встреча с Денисом Драгунским, зал заполнился людьми. Не осталось ни одного свободного стула! Те, кому не хватило мест, устроились в проходах или прислонились к стенам. У многих читателей в руках были книги «Денискиных рассказов». Писателя встретили восторженными криками и множеством вопросов.
— А вы правда выливали кашу в окно?— спросил один из маленьких гостей фестиваля.
Посмеявшись, писатель и прототип героя легендарной книги признался, что в рассказах его отца правдивы только имена, тогда как все события выдуманы.
— С одним из героев «Денискиных рассказов» Мишкой мы долгие годы продолжали дружить, — рассказал Денис Драгунский. — Увы, он погиб в 2018 году в аварии. А вот след Алëнки затерялся. Мы с Мишкой так и не смогли ее найти.
Писатель рассказал, какого это — стать прототипом героя книги.
— Меня часто спрашивают, устал ли я от вопросов про Дениску Кораблëаа. Знаете, меня это очень утомляло, когда мне было около тридцати лет. Почему? Потому что я был тогда уже вполне взрослый, как мне казалось, состоявшийся человек. У меня были жена и дочь, хорошая работа. Но, как только какая-нибудь мама или какой-нибудь папа встречал меня на улице или в компании, он немедленно присаживался на корточки и говорил своему ребенку: «Мишенька, Машенька, посмотрите, вот этот дядя кашу в окно выкидывал». И это мне немножко надоело. Потому что смешно, когда это один раз, два раза, три раза. Но когда по пять раз в день — это чересчур. А потом вот этот поток как-то схлынул. И я стал относиться к этому как-то по-другому, — Драгунский улыбнулся. — Ведь это своего рода подарок судьбы — мало кто удостаивается чести стать героем художественного произведения!
Ещё одним гостем фестиваля стал детский писатель Валентин ПОСТНИКОВ. Автор повеселил юных читателей и их родителей забавными стихами и загадками, а также провёл музыкальную зарядку. Особенный восторг у малышей вызвали эпизоды «Ералаша», снятые по мотивам юмористических рассказов Валентина Постникова. Писатель анонсировал продолжение книг «Шоколадный дедушка» и «Мармеладная бабушка» — «Конфетная мама». Постников признался, что из всех своих произведений больше всего любит именно эту серию.
— Детский писатель, конечно, должен обладать фантазией, но ещё очень важно сохранять позитив, положительный настрой! — поделился с присутствующими автор, раздавая автографы многочисленным поклонникам. — Нужно писать так, чтобы между вашей книгой и телефоном ребёнок выбирал первое!
Перед более взрослой аудиторией выступила Ася ВОЛОДИНА. Писательница обсудила с читателями свой роман «Протагонист». По словам Аси, она никогда не стремилась творить в духе дарк-академии. Но однажды книжный блогер Полина ПАРС в своём ролике привела «Протагониста» как пример данного жанра. С тех пор к роману крепко приклеился ярлык дарк-академии (жанр, подразумевающий развитие событий на территории замкнутого образовательного учреждения, как правило, университетского кампуса). Его начали сравнивать с другим выдающимся произведением этого жанра — «Тайной историей» Донны ТАРТ. Также Ася Володина коснулась истории другой своей книги — «Цикады». Роман был экранизирован в формате сериала. Успех первых эпизодов подтолкнул создателей продлить историю во втором сезоне.
Смогли гости фестиваля узнать и о тонкостях работы в издательстве. Директор и учредитель «40 книг» Елена ПАЛЬЦЕВА поведала аудитории, как решилась открыть собственное издательство.
— Я по образованию финансист. И решила, конечно, составить смету своего издательства. Но дебет с кредитом у меня совсем не сошлись. Я ужаснулась и больше за финансы не бралась, перепоручив это занятие другому человеку,— посмеялась Елена.
Про сложности в работе редактора рассказала Анна МАТВЕЕВА, которая знает о них не понаслышке — до создания собственной книги Анна правила чужие работы. Писательница посоветовала всем начинающим авторам попробовать себя в корректуре. Такой опыт позволит «набить руку» и лучше узнать тонкости взаимодействия автора и издательства. Анна Матвеева также прочитала главу из своей новой книги «Картинные девушки. От Веласкеса и до Анатолия Зверева».
А Андрей НИКОНОРОВ, бренд-менеджер «Редакции Елены ШУБИНОЙ», уверил писателей-новичков:
— Если издательство считает себя приличным, оно оплатит все расходы на печать вашей книги. Никаких финансовых вложений от вас не потребуется. Главное — пишите!
Одним из самых лиричных моментов фестиваля стал показ избранных серий киноальманаха «Живые мемории». Медиапроект соединил в себе моноспектакль, анимацию и музыку. Каждая серия выполнена в своей уникальной технике. Зрители познакомились с историями нескольких великих деятелей искусства. Среди них — живописцы Михаил ПОЛЕНОВ и Василий КОМАРДЕНКОВ, публицисты Александр ЭНГЕЛЬГАРДТ и Павел ЗАЙЦЕВ.

Театральный перформанс Елены МОРОЗОВОЙ красиво завершил фестиваль «Сила слова». Заслуженная артистка РФ представила моноспектакль, состоящий из трёх рассказов. От пугающей масленичной былички (рассказа очевидца о столкновении с нечистью) у зрителей пробежали мурашки. История о девушке, которая вернулась в прошлое, чтобы исправить свою жизнь, заставила сидящих в зале задуматься о собственных ошибках. А закончился моноспектакль забавной сказкой в русском-народном стиле, о том, как красна-девица Машенька ходила оцифровывать дедушкину плёнку.
Алиса КАЛАШНИКОВА,
фото автора
0 комментариев