В среду, 7 октября, прошел первый «живой» подкаст из серии авторских вечеров «KIND OF JAZZ». Воронежский музыкант и художник Олег Даутов погрузил слушателей в атмосферу времени, когда только зарождался джаз.
Приятная и тихая музыка приглашала желающих заглянуть внутрь небольшого, но уютного бара «Нигилист» и насладиться серединой трудовой недели под звуки саксофона и пикантные истории джазменов. Слушатели старались не опаздывать, поэтому к началу «лекции» зал подвального типа был заполнен людьми. Приглушённый свет, непринуждённые разговоры под бокал красного полусладкого – все это только настраивало толпу на беседу о свободной музыке. «Это не академическая лекция» – начал своё выступление эксперт вечера – Олег ДАУТОВ. И правда, по формату выступление длилось куда дольше, но с небольшими музыкальными перерывами. Главная идея заключалась вовсе не в монотонном прочтении доклада об истории возникновения джаза, поэтому, вникая в слова Олега, устроившись по-домашнему на ковре, ребята параллельно беседовали с новыми знакомыми.
Воронежский музыкант, участник коллектива свободной импровизации «duso», а также групп «СУПЕРКУЛЬТ» и «ЦЁЙ», Олег Даутов стал лектором на этой встрече.
– Историей джаза я увлекаюсь еще со школы и поэтому достаточно хорошо и глубоко ее знаю. И когда владелец бара рассказал нашему продюсеру Антону Матвееву о том, что посетителям «Нигилиста» не хватает джаза – для меня это стало возможностью показать и поделиться моими знаниями, – рассказывает Олег.
После приветственных аплодисментов, эксперт вечера начал погружать слушателей в начало возникновения джаза. Музыкальный жанр родился из африканской музыки, сплетенной с блюзом, регтаймом и европейской музыкальной традицией, но именно Новый Орлеан стал считаться родиной этого направления. Первые джаз-бэнды появились в 19 веке, среди них: «Bolden Band» и «Creole Jazz Band». Все они были самоучки и играли, не зная нот, ориентируясь только на слух. Это было для них как попытка показать и заявить о себе.
История начинает оживать, когда Олег Даутов включает первые на тот момент джазовые композиции. И все гости переносятся в ночную жизнь района Красных фонарей в 20-е годы.
Вновь мы возвращаемся к истории и узнаем, что само слово «jazz» появляется лишь в 1914 году и пишется с двумя -ss на конце. И даже сейчас нет точного толкования этого слова. Джаз переезжает в Чикаго во главе с такими музыкантами, как Бикс Бейбердек и Луи Армстронг. Слушатели начинают сопереживать музыкантам, которые стали не только легендами, но и первыми жертвами богемной жизни джаза. И снова мы слышим эти мелодичные и ритмичные мелодии.
– Я и не думала, что история джаза в некоторых местах настолько трагичная. Мне всегда казалось, что это музыка весёлых и жизнерадостных людей. Однако история Бикса Бейбердека меня действительно тронула. Теперь мне хочется узнать об истории немного больше, поэтому с радостью вернусь на следующую «лекцию», – поделилась своими впечатлениями студентка архитектурного факультета ВГТУ София КИРИЛЛЕНКО.
В 30-х годах в Нью-Йорке появились первые биг-бэнды, а вместе с ними — и свинг, новое направление, основанное на чикагских и новоорлеанских традициях. Олег рассказывает о удивительном талантливом гитаристе Джанго Рейнхардт, которому не мешало мастерски играть отсутствие нескольких пальцев. Он успешно добавлял в американский джаз нотки цыганских мотивов, принесенных из заезжего табора.
— Пришел сюда один, в надежде услышать что-нибудь умное, узнать что-нибудь новенькое, — делится впечатлениями студент филологического факультета ВГУ Михаил БЕЛОУСОВ, — в итоге познакомился с крутыми ребятами, сейчас гулять пойдём. Да и Олега мне безумно понравилось слушать, я практически не отрывался.
А завершился вечер первыми советскими джазменами, которые стали известны только с 1928 года — Александром Цфасманом и Александром Варламовым. Но именно Валентин Парнах изменил представление советских граждан о джазе: от «музыки для толстых» до русифицированной версии джаза.
Насладившись джазовыми композициями своих соотечественников, гости под аплодисменты проводили лектора и продолжили наслаждаться сладкой атмосферой вечера. Касаемо авторского вечера Олег отметил:
— Знакомых было меньше, чем незнакомых – абсолютно новые лица. Думаю, это можно считать за положительную тенденцию. Всё больше людей проявляет интерес к джазовой музыке. Это действительно классно.
Дарья КИРИНА
Анастасия МАЦЮКЕВИЧ
Алина ЕРЫШЕВА
Фото и видео авторов
0 комментариев