18 Апреля, Четверг, 23:45, Воронеж

Как рассортировать мусор по 10 контейнерам и ничего не перепутать?

Новый экотренд, связанный с сортировкой мусора, активно входит в быт россиян, особенно молодежи. Появляются различные проекты, организации, которые занимаются раздельным сбором отходов. В Воронеже об этой теме только начинают говорить, а вот в Москве она уже набирает обороты. В ноябре 2019 года эту идею принялся реализовывать издательский дом — медиаартель «Мамихлапинатана», в которой работает более сотни сотрудников. Сейчас в коридорах редакции стоят уже 10 контейнеров для различных видов мусора.


О том, как начался эксперимент по разделению отходов, рассказали лайфстайл-редакторы медиаартели Лера ФАЛАЛЕЕВА и Лиза ЗОЛОТУХИНА, кстати, выпускница журфака ВГУ.

— Мы в нашей редакторской группе решили выделить пластик. Поставили обычную коробку и повесили объявление, в котором предлагали принять в этом участие всем желающим. Мы объяснили сотрудникам, что пластик надо мыть, иначе его не примут на переработку, написали об этом в общий чат. По категориям пластик пока не разделяли, просто выносили его в отдельный контейнер, стоявший недалеко от редакции.

О «Собираторе»

Об эксперименте узнал генеральный директор компании Антон Ярош, который так же как и мы оказался человеком экоориентированным. Антон и предложил распространить эту идею на всю редакцию. Следующим шагом в продвижении эксперимента стал поиск компании, которой можно было бы привозить отходы для их дальнейшей переработки. При этом организация должна была не сжигать всё подряд, а именно работать с уже разделенным мусором. Медиаартель «Мамихлапинатана» заключила договор с компанией-сортировщиком «Собиратор», которая занималась досортировкой мусора и затем развозила его по разным перерабатывающим заводам.

Однако так как переработка вторсырья в России — дело неприбыльное, сотрудникам «Собиратора» приходилось заниматься сортировкой отходов самостоятельно. Поэтому было важно не просто разделять мусор, но и очищать его, иначе при сортировке могла испортиться вся партия. По словам Лизы, сейчас «Собиратору» помогают волонтеры, а на выходных могут приезжать сотрудники издательского дома, так как компания не может себе позволить большое количество работников.

Для отгрузки вторсырья медиаартель должна огласить количество отходов и заказать либо легковую, либо грузовую машину. Однако есть нюанс: для «Собиратора» мусор следует разделять на много частей. Сейчас в «Мамихлапинатане» его делят на 10 видов: бумагу и картон (потом отдельно разделяются), металл, стекло, пять видов пластика (1, 2, 4, 5 и 6) и тетрапак с другими комбинированными упаковками. Также отдельно плёнка и пакеты. Помимо этого, есть маленькие мусорные контейнеры для органических отходов.



Как проходит эксперимент

Конкретного плана у эксперимента не было, процесс шел постепенно. При этом важным правилом было не принуждать сотрудников к сортировке. Ею занимались только те, кто хотел разделять вторсырье.

— Я не занимаюсь сортировкой мусора по нескольким причинам. Во-первых, пусть у нас в компании и завелась «Полиция мусора», люди все равно допускают ошибки при сортировке. А одна единственная промасленная бумажка может стать причиной «обнуления» пользы. Во-вторых, я не особо верю, что в нашей стране есть действительно правильные переработчики мусора. И последняя, третья, причина — я не произвожу на работе много мусора. Одна-две стеклянные бутылки в неделю и много, просто невозможно много пакетиков чая, — рассказала шеф-редактор гастропроектов Оля ЖИТПЕЛЕВА.

Сейчас, по наблюдениям Лизы, сотрудники, которые не сортировали мусор, постепенно начинают этим заниматься. Ведь среди их окружения всё больше людей интересуются экотемой.

Еще одной инновацией в компании стало проведение обучающего занятия по сортировке мусора для всех сотрудников. Когда издательский дом купил и сразу же поставил все 10 контейнеров в коридоре, была проведена лекция в виде презентации по раздельному сбору мусора для всей компании.



— У нас есть практика, которая называется «Четверговые лекции. Утро с Мамихлапинатаной». Суть заключается в том, что сотрудники, которые хотят рассказать о чем-то, в чем они лучше разбираются, по желанию, могут пригласить коллег на свою лекцию по какой-нибудь теме. Мы сделали большую презентацию по сортировке мусора, в которой рассказали, для чего и какой бак нужен, где искать маркировку на упаковке и так далее. Создали гифки с участием сотрудников компании. Ну и рассказали о том, какой мусор не перерабатывается и так далее. Например, одноразовые пластиковые стаканчики из-под кофе в принципе не перерабатываются. Узнав об этом, некоторые сотрудники стали использовать многоразовые термокружки, даже когда заходили в кофейню.

Сейчас в рамках эксперимента планируется сделать бота, который будет отвечать на вопросы сотрудников. Например, когда ему будут скидывать фотку мусора, он объяснит, в какой бак его бросать.



Взгляд изнутри

Лайфстайл-редактор «Мамихлапинатаны» и одна из создателей проекта Лера ФАЛАЛЕЕВА поделилась его предысторией:

— Я начала замечать, что выбрасываю ну очень много мусора — и дома, и на работе. Одноразовые контейнеры от еды, упаковка от чего угодно, пластик, бесконечные пакеты. Ну и очевидно, что экологический кризис стал явным, и закрывать глаза на это уже невозможно. Поэтому я решила не просто сократить всю покупаемую упаковку, но еще и как-то систематизировать все отходы. Начала с того, что поставила дома столитровый бак для пластика, металла и стекла, и отдельно выбрасывала органику. Потом стала сортировать на более узкие категории, искать куда сдавать какие-то специфичные отходы вроде рентгеновских снимков, батареек, дисков, пластиковых карт. Оказывается, в Москве довольно много мест, которые принимают мусор, просто не многие о них знают.

При этом особых трудностей с сортировкой домашнего мусора не возникло. У Леры во дворе уже довольно давно стоял бак для вторсырья. Сначала девушка выбрасывала туда весь мусор, который возможно было переработать. Потом стала развозить в ближайшие пункты приема отдельно стекло, металл, тетрапак и бумагу.

На работе нужно было договориться с арендодателем для использования общего коридора для баков. А затем «Мамихлапинатана» договорилась с «Собиратором» при условии разделения мусора на 10 категорий. Сначала пришлось изучить все нюансы: многое нельзя переработать в России вообще. А потом и научить больше 100 человек сортировать свой мусор, мыть его, сминать. По словам редактора, многие путаются, выбрасывают отходы неправильно или забывают их мыть. Тогда приходится напоминать в общем чате о том, что и как надо делать.



— Мы собираемся договориться с кофейнями рядом с работой, чтобы вывозить у них тетрапаки и тоже сдавать на переработку. А вообще, мне нравится, что коллеги положительно воспринимают инициативу и стараются помочь. Круто, что начальство тоже поддерживает и даже предлагает ввести какие-то постоянные эко-лекции для новых сотрудников или даже заказать всем термокружки с нашим логотипом. Удобно, что «Собиратор» может увезти не только мусор, но и электроприборы, сломанную технику и даже вещи в приюты для животных и детские дома, — рассказала Лера, — меня мотивирует то, что людей, которым не все равно, становится все больше. Иногда кажется, то, что мы делаем, это мелочь по сравнению с глобальными проблемами. Но может, на нашем примере и другие компании начнут разделять мусор. А это уже будет большой шаг вперед.

Дарья ВОЛОДИНА
Фото Елизаветы ЗОЛОТУХИНОЙ, Валерии ФАЛАЛЕЕВОЙ и Елены СОЛОВЬЕВОЙ

0 комментариев