29 Марта, Пятница, 18:33, Воронеж

"Креативность - это болезнь творческих людей"

18 октября в главном корпусе Воронежского госуниверситета показали фильм «Почему мы креативны?» в рамках фестиваля научного кино.


Фильм построен на интервью творческих деятелей науки и искусства. 30 лет немецкий кинорежиссер Герман Васке пытался понять природу креативности и найти ответ на вопрос: “Почему мы креативны?”. 30 лет, с 1988 по 2018 год, он путешествовал по миру, общался с учёными, культурными деятелями и записывал их монологи. В их числе: Стивен Хокинг, Дэвид Линч, Квентин Тарантино, Михаил Горбачев, Далай Лама, Нельсон Мандела, Дэвид Боуи, Джордж Мартин и другие.

Значение и смысл креативности интервьюируемые выражают в фильме по-разному. Люди, человеческое тело, страх, тревога, разрушение, любовь, сексуальность, дискомфорт могут стать источником креативности. Всё зависит от мировосприятия, профессии, интересов.



По мнению испанского кинорежиссёра Изабель Койшет, «креативность — это болезнь творческих людей, от неё нельзя вылечиться. Важно понимать, что мы от неё зависимы, креативизм — важная движущая сила прогресса».

Словенский философ Славой Жижек считает, что «креативность связана со скучной административной работой. Многие творческие люди были клерками, они создавали шедевры. Человек способен взрываться от этих идей, если он их не воплощает. Главное — придать им форму, ведь всё в итоге сводится к порядку, креативность — это порядок».

Американский рок-певец Брайан Хью Уорнер, известный под псевдонимом Мэрилин Мэнсон, объясняет с киноэкрана, почему он креативен. «Всё очень просто. Я постоянно бросаю вызов общественным символам — так устроено моё воображение. Я хочу создать противоречие в мозге у человека. Провокация — вот моя креативность. Я провоцирую людей думать над этой действительностью».

И вот уже становится ясно: креативность — отход от чего-то привычного, двигатель научно-технического прогресса, истории, развития личности.

Фильм Германа Васке — хорошая попытка понять природу феномена креативности, но автор не учел одного: понятие креативности субъективное. Кинокартина не даёт научного объяснения этого феномена. Ясного ответа на главный вопрос зритель не получает. Режиссёр оставляет право додумать самому.

— Фильм расширил моё понимание креативности. До его просмотра я не до конца осознавала, что двигателем к созданию нового может быть скука или сексуальные фетиши. Правда, с некоторыми мнениями я была не согласна. Например, с тем, что креативность дана нам с рождения. Я считаю, что такая способность — это совокупность жизненного опыта, воображения и интуиции. Я креативна, потому что стараюсь видеть красоту в мелочах и как-нибудь запечатлеть её. До создания чего-то исключительного мне далеко, но я надеюсь, что когда-нибудь стану к этому близка, — рассказывает студентка второго курса физического факультета Дарья ШЕВЧЕНКО.



— После фильма я ощутила волну вдохновения, желание творить, воплотить какие-то давно отложенные идеи. Было полезно и приятно послушать талантливых людей. Я надеюсь, что я креативна, потому что без этого невозможно жить. Наверное, у меня креативность проявляется в творчестве, в постижении жизни, — делится впечатлениями руководитель театра мыльных пузырей в Воронеже Наталья АБРАМОВИЧ.

Отсутствие научной составляющей в фильме организаторы показа компенсировали дискуссией после него. Спикером выступил кандидат психологических наук, доцент департамента психологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Сергей Яголковский.



— Почему в рамках научного кино показывают фильм гуманитарной направленности? — прозвучал первый вопрос из зала.

— Мы с коллегами долго не могли сойтись во мнении: “Наука и креативность — две параллельные или тесно переплетающиеся сферы?”. В итоге было решено включить этот фильм в фестиваль 2019 года, потому что невозможно быть ученым, не будучи креативным. Именно это свойство нашего мозга движет научно-техническим прогрессом, — объяснил Сергей Ростиславович.

— Можно ли научиться креативности? — последовал следующий вопрос.
— Есть определенные практики, групповые задания на креативность. Например, вам предлагают придумать, как можно использовать предмет не по его назначению. Возьмём ложку. Она может послужить хорошим проводником тока, лопаточкой для песочницы, её можно использовать как барабанную палочку и отбивать ею ритм. Делать необычные вещи тоже важно. Рисовать левой рукой, пытаться совместить два предмета или слушать музыку задом наперёд — всё это выходит за рамки нашей повседневности, привносит новизну в жизнь. Если вы сможете в обычных вещах видеть необычное и заниматься непривычными делами — шанс, что вы станете более креативным, повысится.

— Креативность — это что-то врожденное или приобретенное?

— Генетический фактор играет важную роль, — пояснил Сергей, — но и среда, в которой живёт и воспитывается ребенок может вырастить или «убить» в нём букет креативности. Проблема в том, чтобы не потерять креативность во взрослом возрасте. Немаловажную роль играет и потенциал — талант, с помощью которого можно выразить креатив. Здесь работает упорство и желание человека.

— А может ли скука вызывать креативность?

— Когда нам скучно — наш мозг ничего не делает, у него нет актуальной задачи. Тогда мы начинаем фантазировать, мечтать — это называется блуждание ума, которое часто приводит к рождению креативности. У многих из нас бывает, что сидим мы в кресле, размышляем о жизни, и вдруг нас озаряет какая-то идея. И появляется желание её воплотить. В этом плане скука и креативность близкие братья.

— Сергей, а почему вы креативны?
— Я, на самом деле, некреативен. Я занимаюсь исследованием данного свойства мозга — в этом моя проблема. Я её чувствую, но проявлять не всегда могу. У меня есть определенный градус креативности, но он не настолько высок, как у людей из фильма.

Кристина ЩЕКАЕВА
Фото автора

0 комментариев