24 Июня, Суббота, 03:12, Воронеж

Воронежцев уверили в том, что злиться — это нормально

Нам постоянно твердят, что злиться плохо, не нужно, да и вообще не стоит тратить нервы напрасно. Но что же такое гнев? Во вторник, 11 апреля, в книжном клубе «Петровский» прошла первая в этом сезоне встреча в рамках психологического курса «Путеводитель по чувствам». Практикующий психолог Екатерина Зеленцова понятным языком рассказала слушателям о действенной стороне гнева, развенчала мифы об одностороннем понимании эмоции и дала несколько практических советов, как вести себя в таком состоянии.

Эмоция – это как?
Эмоция – это информация для человека об окружающем мире, о том, благоприятен он для нас или же враждебно настроен. Они нам как бы говорят, подсказывают: «Сюда не иди, тут страх и агрессия, иди сюда – здесь счастье». Эмоции – зеркало нашего состояния, показатель наших потребностей. Когда мы испытываем чувство голода, мы раздражены, злы и очень негативно настроены, а после хорошего обеда мы ведем себя совершенно иначе.

Базовые эмоции универсальны для всех культур и наций: страх, гнев, грусть, радость, отвращение, удивление. Все эмоции очень «заразны», но важно понимать истинную причину своего состояния, прислушиваться к себе и реагировать правильно.



Так ли плох гнев, как о нем говорят?
Абсолютно негативных и позитивных эмоций нет, всегда есть оборотная сторона. Замечали ли вы, что с нами делает гнев? Именно благодаря ему мы открываем в себе скрытые ресурсы, появляется мотивация к активным действиям. Отказаться от гнева нельзя – это часть каждого из нас. Когда человек злится, и люди это видят, он не может отрицать свою злость. Это все равно, что сказать, что правой руки нет, хотя сейчас она держит кружку кофе. Кого тут пытаются обмануть?

Почему мы злимся?
Причины гнева:
• Неудовлетворение биологических потребностей – голод, холод, недосып.
• Нарушение границ – личных, физических, пространственных, правовых, этических.
• Несовпадение ожиданий и реальности – у нас в голове есть картинка мира, субъективная реальность. Наша «матрица» не всегда совпадает с действительностью. Именно наши ожидания очень часто становятся причиной гнева. НО! Если мы будем помнить, что не все зависит от нас, причин для злости станет намного меньше.

Можно ли злиться на близких?
Часто нас подводит иллюзорное чувство, будто с родными людьми все можно, они поймут и простят, да и опыт подсказывает, что все будет в порядке. Но это не так. Мы наполняем их гневом постепенно, но в конце концов сосуд переполнится, и скандала не миновать. Но они тоже люди, им тоже нужно выговориться, позлиться. Любовь не означает отсутствие гнева и раздражительности. Злиться на любимого человека нормально. Но лучше успокоиться и поговорить.

Мат: за или против?
Нецензурная лексика порой помогает человеку избежать физического действия по отношению к другому. Тем более, у нас это уголовно наказуемо. Функция мата – выводить из человека накопленную энергию. Но необходимо расширять свой ролевой репертуар: жестом, словом, и вообще можно не выразить эмоцию и не страдать от этого. Чем больше ролевых способностей, тем устойчивее мы становимся во время определённых переживаний. В каждой новой ситуации можно выбрать наиболее эффективный способ действия для себя и окружающих, не ограничиваясь сквернословием.



Как избежать гнева?
Чтобы ситуаций, которые вызывают наш гнев, было все меньше и меньше, а уж если они и будут появляться, то не получат развития, нужно осознать, принять, понять, оценить и выбрать способ действия.

• Осознание может начаться с ощущений: скулы свело, руки сжаты в кулаках, мышцы напряжены.
• Принятие: гнев нормален, я человек, это часть моей природы.
• Понять причину: почему я злюсь?
• Оценка ситуации: что можно с этим сделать?
• Выбор способа: выразить, контейнерировать, отреагировать.

Можно подышать, побить подушку, сходить на тренировку, поорать – сбросить напряжение, а потом подумать над случившимся, найти причину и разрешить ситуацию.

Гнев подсказывает, что с нами не так, что нужно поменять в ситуации и в жизни. Без гнева жить сложно, но возможно. Нужно учиться разговаривать и договариваться.

Екатерина ЗЕЛЕНЦОВА, организатор «Психологических встреч»:
— Этот просветительский проект был создан в марте 2016 года с целью поднять психологическую эрудицию широкого круга слушателей. Занятия проводят профессиональные практикующие психологи. Темы занятий были подобраны в соответствии с пожеланиями слушателей и инициативами коллег. Наша идея – передать психологические знания через практическую призму.

Светлана ПОДКОПАЕВА
Фото автора

0 комментариев