25 Сентября, Суббота, 21:24, Воронеж

«Я выражаю жизнь через объектив»

Фотографии, которые делает Аня Хмелевская – это способ ее общения с миром. При помощи камеры она вытаскивает на поверхность эмоции, сны и самые смелые картины своего воображения. Более года она ведет любительский аккаунт в Инстаграм и каждый день выкладывает туда свои новые работы. Стрит-фотографии, автопортреты, экспериментальные съемки – ее экстравагантные, откровенные фото могут восприниматься неоднозначно. Кажется, они слишком смелые и натуральные – как и их автор.



В начале июня у студентки журфака ВГУ – Ани Хмелевской открылась первая в ее жизни выставка. Она прошла в пространстве «IM Museum» с 6 по 16 июня. Работы Ани дополнили ключевую экспозицию смелых работ городских фотохудожников под названием «Зубы». Присоединиться к ней Ане предложил ее друг.

– Я удивилась – ведь фотографом я себя не считаю. В моих работах нет отточенного профессионализма, нет хорошей технической стороны, – признается Аня. – Но людям они нравятся! Значит, дело здесь далеко не в качестве.

Аня говорит, что ее фотография начинается с образа в голове. Они могут возникать во снах, во время пар по философии или после посещения лекций по театральному искусству. Сначала появляется картинка, потом – Аня ищет способы, которые помогут ей ее воплотить.

Она может увидеть цепляющую картинку с головой свиньи и захотеть повторить ее, и даже – добавить что-то свое. Ради этого она может отправиться на рынок и сделать самую странную покупку в своей жизни. А потом нести голову свиньи через город, одетая в длинный черный плащ.

Она может услышать термин на занятии по философии и несколько дней прокручивать идею визуализации процесса рефлексии в своей голове.



Девушка мыслит образами и ее работы зачастую не имеют особого идейного замысла. На экспонированной серии кадров изображен обнаженный молодой человек с головой свиньи. Когда Аня работала над этой съемкой, у нее не было определенного посыла, который она хотела передать через эти кадры. Об этом она рассказала организаторам выставки. Позже Аня пришла на нее. В тот час экскурсовод рассказывал посетителю о ее работах и уверено говорил:

– Раньше в жертву приносили животных, а сегодня люди приносят в жертву сами себя, – рассказывает сотрудник музея.

– Гениально! – подумала Аня. – Круто, когда в творческих работах каждый видит свое. Еще лучше, когда мой взгляд совпадает с мнением того, кто смотрит на мою работу.

«У меня есть недосказанность внутри»

Творчество помогает Ане общаться с этим миром и окружающими ее людьми. Она нашла себя в нем, потому что ей трудно общаться с людьми напрямую. Аня по своему собственному определению – интроверт. Трудно согласиться с этой мыслью – у нее много знакомых, ее узнают в вузе, на вечеринках и в творческих кругах. Однако многое Аня держит в себе – не знает, как правильно подать это миру. Когда девушка чувствует недосказанность, она берет в руки фотоаппарат и начинает творить.



Ей проще создавать самой, полагаясь только на себя саму. Поэтому в ее работах есть много автопортретов. Она предпочитает сама принимать определенные позы, выбирать ракурсы для более точной визуализации.

– Если ты хочешь максимально воплотить свою идею в жизнь, то тебе нужно быть и актером, и режиссером, и музыкантом, – говорит Аня.



Так Ане легче создавать. Оправдать свои собственные ожидания ей намного легче, чем надежды других людей. Поэтому Аня долго не соглашалась на просьбы знакомых о съемке. Однако последнее время она старается быть более открытой идеям и людям. Аня пробует находить компромисс между ожиданиями и желаниями тех, с кем она совпадает по «визуальному духу».

– Летом я хочу начать фотографировать людей по их просьбам, – говорит Аня. – У меня уже намечена съемка с моим знакомым на июль. Мы долго обсуждали варианты того, что мы хотим снять и, главное – мы с ним совпали идейно.

«В душе я ребенок»

Самыми значимыми героями работ Ани является ее семья. Первой моделью стала ее старшая сестра – они очень походи с ней. С близкими Ане намного легче работать, чем с чужими людьми. С семьей она может воплощать любые, даже самые смелые идеи. В архиве Ани много работ с обнаженными кадрами себя, ее сестры. Даже мама девушки обижается, когда та предлагает идеи съемок старшей дочери, а не ей.

– Мои близкие идеальные люди в плане ощущения себя и своего тела. Они раскрепощены, и во многом привили эту свободу мне, – говорит Аня. – Я могу выйти на улицу обнаженной, и это не покажется мне странным.



Девушка утверждает, что на свободное отношение к публикации обнаженной натуры во многом влияет ее сознание. Аня воспринимает мир как ребенок – свободно, открыто и с большим интересом. Как у маленьких детей нет рамок в познавании этого мира, так и для нее нет значимости многих распространённых среди общества ограничений:

– А что в этом такого? Это твое тело, ты – человек.

Аня понимает создание обнаженных фотографий как терапию, с помощью которого человек может познавать себя. В то же время девушка понимает тех, для кого эта тема является запретной. Однако на ее странице такие «открытые» работы ни разу не были отмечены негативно.



Показывать жизнь

Девушка говорит, что у ее профиля в инстраграм нет единого стиля – он постоянно меняется. Сейчас Аня ежедневно публикует в сторис много репортажных кадров, сделанных на улицах города. Студентка старается отходить от постановочных кадров:

– В моих прошлых работах мне не нравятся постановочные фото. От них веет искуственностью, – поясняет Аня. – Если раньше я хотела больше вытаскивать свои идеи в мир, то сейчас я хочу как можно больше впитывать из него.



Аня снимает всегда. Каждый день в ее руках – телефон китайской марки с низкокачественной камерой. Она идет по улице, оглядывается по сторонам и держит устройство у груди. Снимает все, что ей покажется интересным. Так и получаются кадры, как взгляд на окружающее у ребенка – снизу вверх.

Еще Аня не хочет, чтобы в момент съемки герои замечали, что она фотографирует их. Она хочет снимать людей в их настоящей жизни, с искренними эмоциями и в действии. Конечно, журналисту не по канону снимать человека без его ведома. Но как еще можно снять женщину с листком на носу, которая наслаждается лучами солнца, поставляет им свое лицо? Как поймать целующуюся пару на балконе? Как показать жизнь, если ее нужно обязательно останавливать?



– Я своего рода тоже сумасшедший городской, который постоянно забывает куда идет. Я часто смотрю по сторонам, разинув рот, и не замечаю ничего вокруг, – говорит Аня.

Девушка может выскочить на другой остановке, если увидит на ней интересного мужичка. И не важно, что до пары в университете осталось менее пяти минут. Аня очень любит «жить жизнь» и выхватывать из нее яркие моменты.

– Я не фотограф, – говорит Аня. – Я человек, который пытается вытянуть свой внутренний мир и натянуть его на внешний.

Поэтому Аня рисует картины, даже хочет снять кино. Не важно каким методом – она хочет делиться чем-то «своим» с миром, придать этому материальную форму. Девушка радуется тем моментам, когда ее дело начинает получать некий результат. Ее подписчики и друзья пишут Ане о том, что она вдохновляет их. Сама она порой замечает, что у ее знакомых меняется стиль фотографий, они начинают цеплять детали, которых раньше не замечали.



– Ребята пишут мне: «Ань, я начал замечать мелочи. Пытаюсь что-то выцепить, как ты. Больше не смотрю в телефон – я смотрю вокруг», – рассказывает девушка. – Вообще много чего можно увидеть, если начать смотреть. И люди начинают смотреть.

Ангелина ТАТАРИНЦЕВА
Фото из архива автора

0 комментариев